Авиационная фанера что это такое?

Содержание

Авиационная фанера: особенности материала, свойства, размеры, область применения, виды, технология изготовления и тип обработки

Авиационная фанера что это такое?

Все фото из статьи

В настоящее время на рынке существует фанера разных марок, которая различается характеристиками и стоимостью. Наиболее ценной считается авиационная, так как обладает наилучшими качествами, собственно, ей и посвящена данная статья. Итак, авиационная фанера – что это такое и где она применяется?

Далее мы попытаемся ответить на этот вопрос и ознакомимся со всеми особенностями данного материала, а также рассмотрим области его применения.

Фанера, называемая авиационной

Что такое фанера авиационная

Это не что иное, как бакелизированная фанера (ФБС). Авиационной ее называют по той причине, что в первой половине 20-го века эту марку использовали в авиастроении. Соответственно, несложно догадаться, что данный материал обладает высокой прочностью и устойчивостью к атмосферным воздействиям.

Как правило, бакелитовые фанерные листы изготавливаются из березовых листов шпона. Сырье предварительно тщательно отбирается, в результате чего в продаже нет низких сортов этой марки, в отличие от обычной фанеры, к примеру ФК.

Бакелитовый лак

В качестве связующего компонента при ее изготовлении используются бакелитовые спирторастворимые смолы. Причем в отличие от обычной фанеры, при изготовлении ФБС панелей листы деревянного шпона не обмазываются клеем, а полностью пропитываются смолой при температуре 270 градусов.

После этого слои шпона склеиваются под прессом давлением в 6 атмосфер. В результате плотность у этого материала несколько выше, чем у других марок.

В остальном же соблюдается стандартная инструкция по производству фанерных плит – пакет состоит из нечетных листов шпона, при этом волокна всех листов располагаются под углом 90 градусов друг к другу. В результате образуется решетка из волокон, что увеличивает прочность материала и предотвращает его деформацию.

Следует отметить, что наиболее крупным производителем этой марки является финская компания Mahogany Oy. Поэтому данную фанеру в народе еще называют финской.

Фанерные листы финского производителя

Свойства

Благодаря вышеописанной технологии изготовления, рассматриваемый материал обладает следующими свойствами:

  • повышенная прочность и износоустойчивость;
  • хорошая гибкость;
  • огнеупорность и термостойкость;
  • устойчивость к перепадам температур – от -50 до +50 градусов;
  • устойчивость к воздействию влаги;
  • устойчивость к агрессивным средам, таким как морская вода, различные щелочи, кислоты и горюче-смазочные материалы;
  • экологичность – даже при нагревании не выделяет вредных веществ;
  • устойчивость к микроорганизмам, плесени и прочим биологическим воздействиям;
  • долговечность даже при использовании в агрессивных условиях.

Из недостатков можно выделить лишь следующие моменты:

  • высокая цена – по этой причине данные материал редко применяется в строительстве;
  • при одинаковой толщине, вес плиты ФБС больше, чем, к примеру, ФК – что связано с увеличенной плотностью.

Фанерный лист толщиной 2 мм

Размеры

В продаже можно встретить листы ФБС следующих размеров:

Параметры Значение
Толщина 0,2 – 3 см
Ширина 125-155 см
Длина 150-770 см

Обратите внимание!Тонкие листы (толщиной в несколько миллиметров) в нашей стране не делают.Поэтому такой материал импортируют из Финляндии.

Его особенностью является чрезвычайная гибкость – лист можно согнуть под углом 180 градусов.

Надо сказать, что при необходимости можно заказать у производителей плиты и других размеров. Однако, их стоимость в таком случае будет значительно выше.

На фото – модель самолета из фанеры

Область применения

Как уже было сказано выше, использовать плиты ФБС в строительстве нецелесообразно, по причине их высокой стоимости. Исключением являются те случаи, когда требуется гибкий материал для реализации нестандартных дизайнерских решений.

Чаще же всего фанеру авиационную используют в следующих отраслях промышленности:

  • судостроение – как правило, из нее выполняют палубы для яхт, катеров, кораблей и пр.;
  • авиамоделирование;
  • автомобилестроение – используется для обшивки кузовов, а также в качестве полов общественного транспорта;
  • производство музыкальных инструментов;
  • производство сувенирных изделий.

Барабан из фанеры

Совет!
Если требуется просто влагостойкая фанера, к примеру, в строительных целях, можно воспользоваться маркой ФСФ, которая стоит значительно дешевле.

Также данный материал можно использовать для самостоятельного изготовления лодок и других плавательных средств.

Виды

Рассматриваемый тип фанерных плит различается по следующим признакам:

Ниже подробней ознакомимся со всеми их видами.

Технология изготовления

В зависимости от способа обработки шпона клеящим составам плиты ФБС делятся на следующие виды:

  • ФБС – шпон перед склеиванием погружается в ванну с бакелитовым составом и полностью им пропитываются. Благодаря этому данный тип фанеры является наиболее прочным и влагоустойчивым;

Прочность и гибкость являются одной из особенностью данного материала

  • ФБС 1 – шпон не пропитывается, а только обмазывается с двух сторон бакелитовым составом. В результате данный материал менее прочный и влагоустойчивый, но при этом более дешевый.

При выборе следует ориентироваться на область применения материала. Если он будет использоваться не в слишком экстремальных условиях, можно отдать предпочтение более дешевым листам с маркировкой ФБС 1.

Тип обработки

В зависимости от типа обработки плиты ФБС бывают нескольких видов:

  • НШ – поверхность листов не отшлифована. Данный материал обычно используют для черновых работ, однако, поверхность можно отшлифовать своими руками дальнейшей покраски или вскрытия лаком;
  • Ш2 – плита отшлифована с двух сторон;
  • Ш1 – отшлифована лишь лицевая сторона плиты.

Выбор в данном случае также зависит от потребностей и области применения листов.

Вывод

Авиационная фанера обладает наиболее высокими характеристиками среди прочих марок фанерных листов. Единственным ее недостатком, который ограничивает применение, является высокая стоимость. Поэтому применение этого материала целесообразно лишь там, где действительно требуются его качества.

Источник: https://rubankom.com/materialy/proizvodnye/fanera/1888-aviacionnaya-fanera

Что такое фанера и её некоторые виды

Авиационная фанера что это такое?

Фанера — это лущеный шпон, листы которого плотно склеены между. Название взято от французского слова, которое обозначает накладывать. Таким образом, 3-5 слоев шпона в специальных условиях накладываются друг на друга, создавая довольно практичный строительный материал, применение которому возможно также и в мебельном производстве. Примечательно, что качество фанеры меньше зависит от шпона, а больше от клея, которым он склеивается.

Минимальное количество шпонированных листов в фанере 3. Слои шпона располагаются так, чтобы в смежных рядах волокна были перпендикулярны. Такой способ размещения склеенных опилок гарантирует не только определенную стабильность формы, но и необходимую прочность.

Последнее достигается и путем использования новых технологий, к которым можно отнести:

  • ламинирование;
  • шпонирование строганным материалом;
  • окрашивание;
  • покрытие лаком.

Фанера весит гораздо меньше натуральной древесины. Её простата в обработке ставит её на ряду с другими современными материалами. При этом она имеет высокие теплопроводные качества. Также большинство её видов сертифицировано относительно экологической безопасности.

Производители выпускают несколько видов и типов фанеры. И каждый в своей маркировке имеет обозначение относительно того, где наиболее удачным будет использование данного материала.

Несколько слов о том какая бывает фанера:

Помимо стандартной маркировки фанеру принято классифицировать по таким основным признакам:

  • Применение материала.
  • Степень водостойкости фанеры.
  • Состав шпона, имеется ввиду порода древесины.
  • Толщина фанеры.
  • Принадлежность к сорту, которая зависит от внешних материалов обработки фанеры.
  • Шлифованная или нет. В маркировке такие обозначения: НШ – не шлифованная, Ш1 – шлифованная одна из сторон, Ш2 – шлифованные обе стороны.
  • Размеры листа.
  • Эмиссионный класс. Его уровень зависит от наличия в составе материала формальдегидных смол.
  • Листовая конструкция.

А основной состав фанеры – древесина позволяет разделять её по следующим типам:

  • березовая;
  • хвойная;
  • комбинированная.

Для изготовления внутренних листов фанеры используются чаще всего хвойные породы деревьев, а вот для наружных лиственные. При этом толщина шпона, используемого внутри, не превышает 4 миллиметров. А вот для наружных листов она обычно составляет 3,5 миллиметра. Сама же фанера бывает минимум 3, максимум 30 миллиметров. Большеформатная фанера имеет длину одной из сторон 1 830 миллиметров.

Березовая

Фанера, в составе которой на 90% присутствуют стружки и опилки березы называется березовой. Её применение возможно там, где необходим прочный содержащий остатки древесины материал. Такая фанера имеет высокие физико-механические показатели. Во многом они обусловлены многослойностью структуры.

Именно поэтому фанеру из березы используют:

  • в строительстве;
  • автомобилестроении;
  • для внутренней облицовки вагонов;
  • при изготовлении прочных упаковок и другой тары.
Читайте также  Веломен у орхидей что это?

Березовая фанера может быть использована даже для облицовки интерьера. В основе такой фанеры находятся опилки и стружки от березовой древесины светлого цвета.

Физические параметры ее следующие:

  • 650 кг/м3 – плотность материала.
  • Высокая прочность на разрыв, которая на 20% выше, чем у хвойной фанеры.
  • Однородная текстура.
  • Полное отсутствие смолистости.

Такие качества дают право ставить березовую фанеру первой в рейтинге этих материалов.

Фото фанеры из березы

Хвойная

Этот вид фанеры производится из хвойных деревьев. Свойства древесины обеспечивают прочность, плотность и некоторую твердость производимой фанеры. При этом хвойная фанера устойчива к гниению и появлению грибков. Во многом это достигается за счет того, что сама природа пропитала древесину смолами, позволяющими защищать материалы, в состав которых и входят производные дерева.

Хвойная фанера используется в гражданском строительстве. С её помощью:

  • обшивают стены;
  • делают черновые полы;
  • выполняют межкомнатные перегородки;
  • делают основу под кровлю;
  • ограждают строительные площадки;
  • выполняют настилы и опалубки;
  • изготавливают поддоны, тару, упаковки.

Фото хвойной фанеры

Комбинированная

Материал, который позиционируется не только как дорогой, но и максимально крепкий и абсолютно безвредный, лишь частично может состоять из ценных пород древесины. Как правило, листы шпона из привычных сортов древесины являются основой фанеры, а вот для облицовки может быть использован и более дорогой, а значит прочный и красивый шпон.

Шпон бывает трех видов:

  • пиленый,
  • строганный,
  • лущенный.

Лущенный может придать облицовке фанеры интересную, дорогую текстуру. Самый дорогой виды фанеры – ламинированный. Верхнее покрытие, которое выполнено в виде защитной пленки, позволяет относить этот сорт фанеры к самым твердым. Но, как правило, использование фанеры в разных отраслях подразумевается уже на стадии изготовления и производитель указывает для чего была сделана фанера в маркировке.

Фото комбинированной фанеры

Разделение фанеры по её предназначению

Оказалось, что слоистая конструкция фанеры может быть настолько разнообразной, что возможно применение готового материала в разных отраслях.

Именно поэтому по эксплуатационному назначению фанеру делят на:

Многие виды фанеры близки между собой. Самая дорогая – это фанера, использование которой возможно в самолетостроении.

Авиационная

Основное отличие такой фанеры в том, что для её изготовления применяются максимально тонкие листы – 0,4 миллиметра. Смола СФЖ-3011 или бакелитовая пленка служат связующим компонентом между слоями (их максимально количество 10).

Для авиационной фанеры отбираются только высококачественные компоненты. Благодаря этому, а также четкому выполнению установленной ГОСТами технологии, удается получить материал, который обладает максимальной прочностью. И при этом авиационная фанера обладает минимальной массой при максимальной плотности.

Авиационная фанера широко используется в:

  • самолетостроении
  • авиамоделировании;
  • приборостроении;
  • строительстве судов;
  • создании некоторых музыкальных инструментов.

В продаже этот материал встретить невозможно. Он выпускается ограниченными партиями, далеко не каждым заводом, и строго по заказу. Авиационная фанера самая крепкая, прочная и максимально долго эксплуатируемая.

Благодаря уникальности изготовления и точной подборке всех компонентов, этот материал можно отнести к разряду элитных. Оценка всем его техническим характеристикам, внешнему виду и срокам эксплуатации 5.

Фото авиационной фанеры

Корабельная

Для того чтобы быть в составе плавающего устройства, части фанеры не только склеиваются специальным средством, но и предварительно проходят пропитку влагостойкими средствами. Корабельная – морская фанера может быть изготовлена только из высокопрочной древесины, такой как Acuomea Kleinea. Это дерево растет в тропических лесах бассейна реки Конго.

Шпон окуме или габуна может быть изготовлен только на заводах стран Европейского Союза, США и Израиля. Изготовленный там материал носит название «Луан» или «Моранти». Производители предлагают разновидности своего материала, где отличие по толщине листов, размерам и весу.

Стоит корабельная фанера дороже элитной древесины, но её качественная обработка, возможность еще на стадии изготовления заказать лист нужной конфигурации позволяет выставить этому материалу твердую 5+.

Фото корабельной фанеры

Мебельная

Для изготовления мебели может быть использован материал, которому не нужны повышенные физико-технологические свойства. Как правило, для производства мебели может быть использован любая фанера. Но если все-таки следовать ГОСТам, то лучше отдать предпочтение тем, что промаркированы как ФК или ФСФ.

Фанера ФК используется для производства любой мебели, а также в качестве основы под паркетный пол. ФСФ обладает повышенными свойствами влагостойкости, механической прочности и износоустойчивости.

Этот вид фанеры максимально востребован. Из него изготавливают любую мебель, в том числе для кухонь и ванн. Учитывая доступность цены и возможность легкой обработки, материал заслуживает твердой 5.

Фото мебельной фанеры

Опалубочная

Без подготовительных работ не может быть настоящей стройки. Опалубка нужна на многих этапах возведения. Учитывая, что для опалубки не нужна красота подручных материалов, а только их относительная прочность, тем не менее, здесь не может быть использована любая фанера.

Лучше всего для опалубки применять влагостойкую ламинированную фанеру марок ФБА, ФБ, ФК. Благодаря её использованию можно удешевить процесс строительства, а также значительно уменьшить временные затраты.

В советские времена у нас не делали ламинированную фанеру. Её привозили из Финляндии, поэтому она называется финская. В любом случае, после использования для опалубки фанера уже не может нигде применяться.

Простая ламинированная фанера стала родоначальником таких важных видов этого материала, как строительная и транспортная фанера.

Фото опалубочной фанеры

Строительная

ГОСТ 3916-69 указывает, что фанера клееная может быть использована в строительстве.

Для применения в подготовительных работах может применяться фанера следующей маркировки:

Влагосодержание ламинированной фанеры строительной должно быть на уровне 5-10%. Это позволит применять этот материал везде, а именно при обустройстве кровли, пола, потолка, межкомнатных перегородок.

При использовании фанеры строго по назначению можно получить качественный материал, который способен служить не один год. Тем не менее в сравнении с некоторыми современными видами стройматериалов, фанера все-таки несколько им уступает по долговечности, простоте обработке, внешнему виду и качеству.

Фото строительной фанеры

Транспортная

Для автомобильного и речного транспорта возможно использование фанеры ламинированной, у которой есть сетчатый слой. Именно он отвечает за тот факт, что при своей прочности и влагостойкости, такая фанера обладает антискользящими свойствами.

Для удобства транспортировки самых разных товаров в грузовых автомобилях и малых суднах может быть применена фанера следующей толщины:

  • 24 и 27 миллиметров. Ламинированной фанерой отделывают кузов и двери автомобиля, а сетчатой покрывают пол.
  • От 15 до 21 миллиметра. Такая фанера используется для полуприцепов и полугрузовых автомобилей.
  • 9,5 и 12 миллиметров. Несмотря на маленькую толщину такая фанера может применяться даже для внутреннего обустройства катеров и лодок.
  • 6,5 миллиметров. Такая фанера может быть применена для внутренней облицовки стен фургонов, а также промышленных рефрижераторов.

Транспортная фанера не используется в быту, её применение в автомобилях и возможности, которые она им дает, нивелирует высокую стоимость. Такой материал заслуживает оценки 5.

Фото транспортной фанеры

Декоративная

То, что производители делают фанеру крепкой и красивой позволяет использовать её для облицовочных работ.

Интерьерная фанера обладает многими положительными характеристиками:

  • она отлично выглядит, неплохо имитирует натуральное дерево;
  • обладает высокими звукоизоляционными характеристиками;
  • имеет хорошую теплопроводность;
  • легко и быстро монтируется;
  • стоит относительно недорого.

Фото декоративной фанеры

Этот материал ни коем случае не способен заменить натуральную древесину.

Тем не менее, у него есть преимущества, которые могут поставить её даже выше дерева:

  • Стоимость. Цена фанеры в несколько раз дешевле дерева.
  • Легкость. Материал весит намного меньше древесины.
  • Простота монтажа. Для создания каких-то строительных конструкций не нужны дорогие инструменты.
  • Высокие параметры звукоизоляции и теплопроводности. Эти показатели значительно выше, чем у натурального дерева.
  • Устойчивость к грибкам, плесени и другим микроорганизмам.

При правильных условиях эксплуатации фанера способна в качестве облицовочного материала прослужить ни одно десятилетие. Её широко применяют в концертных, спортивных залах, больницах, офисах, реже в квартирах.

Вместе с тем у фанеры ряд весомых недостатков. Среди них можно выделить:

  • Низкие эксплуатационные качества относительно дерева.
  • Боязнь влаги.
  • При повреждении любой из сторон фанеры возможно её «рассыпание».

В целом, нужно учитывать, что фанера – это одна из разновидностей строительного и мебельного материала, произведенного на основе отходов древесины. Именно поэтому рассчитывать, что приобретение фанеры позволит иметь универсальный материал, при помощи которого можно создать современную, прочную, красивую конструкцию, не уступающую по качеству ливанскому кедру не стоит. Если же использовать фанеру согласно рекомендациям производителя, можно из этого материала успешно сделать то, на что он предназначен.

Источник: http://stroyres.net/lesnye-materialy/fanera/chto-takoe-i-eyo-nekotoryie-vidyi.html

Фанера. Виды и маркировка. Материал и производство. Особенности

Авиационная фанера что это такое?

Фанера – это многослойный листовой материал, полученный в результате склеивания тонкого шпона. Он отличается высокой устойчивостью к деформации и выгибанию, что достигнуто благодаря особой структуре. Применяемые для прессования фанеры листы шпона накладываются друг на друга с очередным изменением направления волокон. Как следствие при деформационном воздействии каждый из них создает прогиб в своем направлении, компенсируя тем самым силу деформации прочих слоев.

Как производится фанера

Технология производства фанеры это многоэтапный процесс, требующий тщательного отбора материалов. На начальном этапе осуществляется обработка гидротермическим способом бревен. Древесные волокна под воздействием влаги и тепла приобретают необходимую эластичность для окорки. Специальный станок снимает кору, после чего осуществляется лущение. Автоматическая производственная линия распускает бревно по кругу на шпон. Данный процесс очень напоминает заточку карандаша. Из бревна получается длинная лента шпона. Его толщина составляет 1-3 мм.

Лента шпона нарезается на небольшие листы соответствующие формату фанеры. Они складываются стопками и высушиваются. Далее на них наносится клеевой состав. Листы накладываются друг на друга, после чего спрессовываются холодным способом. В результате получается полуфабрикат, который спрессовывается повторно, но уже горячим прессом. Под воздействием высокой температуры осуществляется полимеризация клеящих составов. Однако для большей надежности склеиваемые листы дополнительно складируют в высокие стопки, где они прижимаются под собственным весом не менее 24 часов.

Читайте также  Плавающий фундамент что это такое?

Получаемая в результате фанера имеет неправильную форму, поэтому обрезается на форматном станке и шлифуются для удаления возможных дефектов появившихся на поверхности. Листы производятся с различной толщиной. Ее минимальное значение составляет 3 мм. Самые толстые листы имеет сечение 30 мм.

Материалы для изготовления фанеры

Далеко не каждая древесина обладает необходимыми свойствами для изготовления фанеры. Наиболее распространенными материалами являются береза и хвойные сорта. Также в продаже встречаются комбинированные листы фанеры, полученные из нескольких видов дерева.

Березовая

Данный материал на 90% состоит из березового шпона. Он является самым прочным из доступного ассортимента.

Листы березовой фанеры применяют в различных направлениях:

  • Строительство.
  • Изготовление перегородок в транспорте.
  • Обшивка железнодорожных вагонов.
  • Сборка ящиков и упаковки.

Плотность березовой фанеры составляет 650 кг/м³. Данный материал на 20% крепче, чем ее ближайший хвойный аналог. Он имеет однородную структуру и достаточно привлекательный внешний вид с глубоким однородным цветом. На поверхности материала отсутствует смолистость.

Хвойная

Для производства данного материала применяются хвойные сорта деревьев. Он обладает хорошей устойчивостью к гниению, поражению грибками. Это обеспечивается благодаря наличию в хвойной древесине смол, отталкивающих микроорганизмы.

Такой материал применяют в следующих направлениях:

  • Монтажа черновых полов.
  • Изготовления межкомнатных перегородок.
  • Обшивки под гибкую кровлю.
  • Сборки опалубки.
  • Изготовления тары.

Комбинированные

Данный материал является наиболее крепким, поскольку сделан таким образом, чтобы достигнуть максимальной прочности и устойчивости к неблагоприятному воздействию. Для производства применяются различные ценные породы дерева. Обычно сердцевина листов сделана из сосны или березы, а лицевая часть составляется из твердых сортов с красивой текстурой.

Виды фанеры

От того каким образом производится фанера, она приобретает определенное свойство. В зависимости от назначения материала способ его изготовления изменяется, чтобы он получил максимальное соответствие необходимой цели.

Существует следующие разновидности фанеры:

  • Авиационная.
  • Корабельная.
  • Мебельная.
  • Опалубочная.
  • Строительная.
  • Транспортная.
  • Декоративная.

Авиационная

Для изготовления данного материала используется очень тонкий шпон сечением 0,4 мм.  При составлении листов применяется до 10 слоев. Для производства выбирается шпон самого высокого качества без сучков. Он обеспечивает максимальную надежность готового изделия. По факту данный материал имеет очень малую массу, при этом максимальную плотность. Он устойчив к повреждениям.

Авиационную фанеру широко применяют при авиа моделировании, обшивки самолетов, а также ее можно встретить в конструкции морских судов. Высокое качество материала позволило его использовать даже при производстве музыкальных инструментов. Материал делают ограниченными партиями по специальному заказу, обычно авиационных заводов или военных предприятий.

Корабельная

Как понятно из названия данный вид материала предназначен для сборки конструкций на морских и речных судах. Отличительное качество корабельной фанеры в наличии особой пропитки, повышающей ее влагоустойчивость. Для производства материала применяется особый вид древесины из тропических лесов. Это очень дорогостоящий массив, стоимость которого превышает цены на элитные сорта дерева. Получаемые листы фанеры имеют очень привлекательный внешний вид. Большинство представленной на рынке образцов корабельной фанеры изготовлены в Евросоюзе, Израиле или США. Российские предприятия не имеют необходимой древесины для налаживания производства.

Мебельная

Данная разновидность фанеры имеет привлекательный внешний вид, однако уступает прочим материалам по физико-химическим свойствам и прочностным характеристикам. Она предназначена специально для изготовления мебели. Данный материал бывает двух видов, которые маркируются как ФК и ФСФ. Первая разновидность предназначены для использования в помещениях с нормальным уровнем влажности. Очень часто ее применяют в качестве основания для изготовления инженерного паркета. Более устойчивой к влаге является фанера ФСФ. Ее используют при изготовлении мебели для кухни или ванной комнаты.

Опалубочная

Это материал для черновых работ, в частности создания опалубки перед заливкой бетона. Отличительной чертой опалубочной фанеры является наличие ламинированного слоя. Благодаря этому исключается размокание листов под воздействием влаги, а также обеспечивается более легкое отклеивание от застывшего бетона.

Строительная

Это очень крепкий материал, применяемый для выполнения обшивки стен, потолков, создание каркаса для гибкой кровли. Также его используют для настила черновых полов. Строительные листы имеют достаточно ограниченное применение, что вызвано дороговизной. Существуют гораздо более дешевые аналоги, которые ему не уступают. Однако фанера в отличии от той же ДСП или OSB плиты не содержит в столь большом количестве клеящих веществ, которые способствуют выделению в воздух формальдегидов. Именно поэтому она по-прежнему используется при внутренней отделке, но вот для обшивки кровли ее покупка во многих случаях нецелесообразна.

Транспортная

Это достаточно прочный и красивый материал, разработанный специально для обшивки внутри транспорта и вагонов. Его листы имеют антискользящую поверхность. Они отличаются высокой прочностью и устойчивостью к влаге. Транспортную фанеру производят толщиной от 6,5 мм до 27 мм. Самая толстая применяется для обшивки кузовов и дверей автомобилей. Материал средней толщины используется для изготовления легких фургонов или внутренней обшивки рефрижераторов.

Декоративная

Это, пожалуй, самая интересная разновидность фанеры, обладающая красивой текстурой и цветом. Она предназначена специально для выполнения облицовочных работ. При закреплении материала на поверхностях, когда невозможно заметить торцы, создается впечатление, что изделие состоит из досок, а не склеенных между собой листов шпона.

Маркировка фанеры

Для классификации фанерных листов применяется буквенная маркировка, которая позволяет различать материалы в зависимости от их свойств и назначения.

Маркировка применяется для определения:

  • Сорта.
  • Марки.
  • Класса эмиссии.
  • Степени механической обработки.

По сорту фанера бывает:

  • Е – это элитный материал с почти идеальной поверхностью, которая может использоваться для облицовочных работ.
  • 1 – лист с небольшими дефектами закрытыми вставками.
  • 2 – материал имеет до 10 сучков на один м².
  • 3 – имеются различные дефекты.
  • 4 – есть множество дефектов, которые позволяют использовать фанеру только для изготовления тары и упаковки.

Что касается марок фанеры, то их достаточно много, но наиболее востребованными являются:

  • ФК – влагостойкая.
  • ФСФ – имеет увеличенную влагостойкость.
  • ФБС – бакелитовая с пропиткой наружных слоев смолой.

При использовании фанеры для выполнения отделочных работ в транспорте или внутренних помещениях очень важным параметром является ее класс эмиссии. Он определяет, сколько формальдегида выделяется материалом в воздух.

Существует 2 класса:

  • Е1 – содержит формальдегид до 10 мг на 100 г материала.
  • Е2 – содержит 10-30 мг формальдегида на 100 г материала.

Также при маркировке фанеры применяется буквенное обозначение степени ее механической обработки. Она бывает:

  • НШ – нешлифованная.
  • Ш1 – имеет шлифованную одну сторону.
  • Ш2 – отшлифована с обеих сторон.

Нешлифованная фанера самая доступная. Она достаточно шероховата, поэтому применяется только при кровельных работах или настиле черновых полов.

Похожие темы:

Источник: https://tehpribory.ru/glavnaia/materialy/fanera.html

Авиационная фанера – минимальная толщина при максимальной прочности: специфика материала и его цена

Авиационная фанера что это такое?

Фанера за счёт своих универсальных технических данных уже более 100 лет является незаменимой в большинстве сфер деятельности. Не осталось в стороне и авиастроение, использовавшее фанеру для производства лёгких самолётов в прошлом веке. Особенность создания воздушных судов состояла в необходимости разработки особого материла, сочетающего исключительную прочность с малым весом. В результате был создан материал минимальной толщины, не уступающий по прочности остальным маркам. По сегодняшний день он продолжает называться авиационной фанерой, хотя его использование в современном авиастроении незначительно.

Пример фанеры авиационной

Специфика изготовления и существующие марки

Для производства воздушных судов в середине прошлого века необходимо было решить задачу по объединению в одном материале почти противоположных свойств, среди которых прочность, гибкость, лёгкость.

Результатом этих разработок стал массовый выпуск листов фанеры, толщина которых достигала 1 мм, отлично гнущихся и при этом способных переносить серьёзнейшие нагрузки на разрыв и излом.

В основе технологического процесса авиационной фанеры положен принцип её обычного производства. Нечётное количество слоёв шпона склеивается взаимно перпендикулярно под действием температуры и давления. В результате получается прочная и надёжная структура.

Особенность производства авиационной фанеры состоит в нескольких отличиях:

  • Для него применяется только высококачественный берёзовый шпон.
  • Минимальное количество листов используемого шпона равняется трём.
  • Слои шпона проходят обязательную пропитку формальдегидными смолами под давлением при температуре не менее 270°, после чего они склеиваются бакелитовой смесью.

Производство определяется требованиями ГОСТ. Сегодня налажен выпуск следующих марок авиационной фанеры:

  • БП-А, листы, в которых используется бакелитовая клеевая плёнка марки А.
  • БП-В, листы, в которых используется бакелитовая клеевая плёнка марки В.
  • БС-1, листы, для склейки которых применяется формальдегидная смола СФЖ.

Фанера БС-1 толщиной 1 мм

  • БПС-1, листы в которых используется бакелитовые плёнки А и В, в зависимости от толщины плиты и смола СФЖ.

Важно! У марки БПС-1, в отличие от трех других, оба наружных покрытия состоят из двух слоёв шпона, в которых волокна расположены параллельно.

Одним из главных отличий авиационной фанеры от других марок считается усиление прочности на растяжение при уменьшении её толщины. Другими словами, чем тоньше материал производится, тем прочнее он становится.

Фанера изготавливается только 1 и 2 сорта, мрака БПС только первого, что автоматически гарантирует отличное качество материала.

Все марки этой фанеры выделяются:

  • Повышенной надёжностью при любых изгибах.
  • Идеальным качеством.
  • Однородной структурой.
  • Минимальным весом.
  • Возможностью дополнительной обработки в случае необходимости.
Читайте также  Кран внизу батареи что это?

Применение тонкой фанеры

Авиационная фанера может выпускаться толщиной от 0,4 мм. Это делает её фактически похожей на обычную бумагу. Диапазон толщины листов составляет от 1 до 6 мм, отдельные марки могут быть в два раз больше. Использование фанеры такой толщины имеет свои особенности:

  • Авиационная фанера 1 мм толщиной. В России практически не производится. Распространена фанера, импортируемая из Финляндии. Изготавливается из шпона финской берёзы. Состоит из трёх листов шпона, обработанных бакелитовой плёнкой и смолами. Основная особенность – необыкновенная гибкость, позволяющая согнуть лист почти на 180°.

Фанера авиационная толщина листа 1 мм

  • Авиационная фанера 2 мм толщиной. Как и предыдущая фанера, импортируется из Финляндии. Обладает похожей гибкостью, прочностью и технологией изготовления.
  • Авиационная фанера 3 мм толщиной. Производится в России из шпона берёзы, но дополнительно продолжает импортироваться из Финляндии, как продукт высокого качества, пользующийся огромным спросом. Используется для моделирования, обшивки судов, производства сувенирной продукции и мебели. Финская фанера до сих пор является лучшим вариантом, который представлен на рынке России.

Все листы, независимо от толщины, имеют красивую текстуру, лишены любого запаха и легко обрабатываются. Широко применяется в разных сферах хозяйства, особенно там, где необходима точность и скрупулезность.

Основные сферы применения авиационной фанеры:

  • Самолётостроение (внутренняя обшивка воздушных судов). Массовое использование фанеры в период Отечественной войны полностью себя оправдало. В период тотальной нехватки материалов применение фанеры не только позволило восполнить их недостаток, но и стать основным элементом боевого самолёта.
  • Судостроение (внутренняя обшивка). Использование лёгкого, прочного и водонепроницаемого материала стало прорывом и для судостроения, в котором эти качества ценятся более всего.
  • Моделирование самолётов и судов. Часто применяется для изготовления макетов. До настоящего времени фанера является оптимальным вариантом для создания действующих моделей или макетов самолётов, зданий и кораблей.

Макет здания из фанеры

  • Производство небольших лодок до 3 человек. Это направление, особенно в Америке, поставлена на поток. Существуют готовые чертежи в натуральную величину небольших фанерных лодок, которые можно изготовить своими руками.

Фанерная лодка

  • Изготовление элементов мебели. В этой отрасли авиационная фанера используется наиболее активно, так как традиционно этот материал всегда применялся для изготовления мебели или её отдельных элементов. Авиационная фанера используется для производства узлов, наиболее подверженных нагрузке.

Использованеи фанеры для изготовления мебели

  • Производство подарочной упаковки (коробок, боксов, футляров). В этом направлении использование фанеры позволяет создавать элитную упаковку, в том числе, для алкоголя и табака.
  • Производство сувенирной продукции. Структура и характеристики фанеры идеально подходят для создания любой сувенирной продукции, ставшей популярной по всему миру.

Сувенирная продукция из фанеры

  • Музыкальные инструменты, в первую очередь, гитары и барабаны. Попытка заменить натуральные деревянные материалы пластиком закончилась полным провалом. Применение фанеры стало лучшим выбором для производства качественных инструментов.

Барабаны из фанеры

  • Как элемент декора в помещениях, например, как материал для штор или перегородок. Использование фанерных листов менее 1 мм толщиной фактически сровняло визуально бумажные перегородки с фанерными. Кроме этого, была достигнута несвойственная для целлюлозы прочность.

Сегодня одна из наиболее востребованных марок – фанера авиационная БС-1 выпускается плитами разной толщины от одного миллиметра до десятка и имеющая аналоги по всему миру.

Цена

В таблице указано, сколько стоит авиационная фанера. Цена зависит от формата листа.

Фирма «Все для Экспо»

В продаже фанера авиационная. Купить продукцию можно марки БС-1 1525*1525.

Толщина (мм) Цена руб./шт.
3 1 012
10 2 292
20 3 667
  • Адрес: ул. Молдавская 5, Москва
  • Как связаться: Форма обратной связи
  • Узнать подробнее: vdexpo.ru

Фирма «ЛидерСнаб»

В наличии фанера авиационная 1 мм. Купить лист можно по цене:

Формат (мм) Цена руб./шт.
1000*300 920

Также в каталог входит авиационная фанера 2 мм. Купить можно следующие форматы:

Формат (мм) Цена руб./шт.
150*300 480
900*900 400
1000*300 1 375
  • Адрес: ул. 30 лет Победы 7, Нижнекамск
  • Звонить сюда: (843) 25 82527
  • Узнать подробнее: lider8.ru

Источник: http://profanera.ru/vidyi/aviatsionnaya-fanera-minimalnaya-tolshhina-pri-maksimalnoy-prochnosti-spetsifika-materiala-i-ego-tsena.html

Авиационная фанера: производство, маркировка и применение

Авиационная фанера что это такое?

Данный материал изготавливается из берёзового шпона высокого качества, имеет три или более (нечётное количество) клееных слоя и при малой плотности обладает большой гибкостью и прочностью. Так, авиационная фанера 3 мм – 16 мм или более, это уже доска – может применяться не только в авиамоделировании, но и при изготовлении музыкальных инструментов, хотя самая тонкая может иметь 1 мм.

Ниже мы поговорим по поводу гарантированных свойств конструкционного материала, его марок и областей применения, а также посмотрим демонстрацию видео в этой статье.

Авиафанера хорошо гнётся

Как делают и где используют

Гибкая фанера хороша для конструкционного дизайна

Такую продукцию можно встретить под названием дельта-древесины, что, в сущности, аналогично авиационной фанере, так как изготавливается из того же пластифицированного берёзового шпона. Перед склеиванием слоёв бакелитовым клеем их пропитывают фенолформальдегидной смолой при температуре 270⁰C под давлением 6 атмосфер. Производство такого древесного конструкционного материала производится в согласии с ГОСТ 226-41, по сортам Аи Б.

Производство и маркировка

Цех по производству фанеры

  • Так, можно разделить продукцию по следующим маркам: БП-А и БП-В – это относится к фанере, которая склеена бакелитовой плёнкой типа А и В (ГОСТ 2707). А также БС-1, где шпон склеивается смолой типа СФЖ-3011 (ГОСТ 20907) и БПС-1В, где до 3 мм толщины продукция склеивается бакелитовой плёнкой типа В, а от 4 мм до 6 мм бакелитовая плёнка только снаружи, а внутри уже знакомая нам смола СФЖ-3011.
  • При изготовлении такой фанеры инструкция предусматривает расположение шпона по принципу взаимной перпендикулярности.

    Это означает, что направления волокон каждого слоя пересекаются, образуя своеобразную структурную решётку, которая существенно повышает прочность конструкционного материала.

  • Увеличение предела прочности на растягивание конструкционной древесины прямо пропорционально уменьшению её толщины и имеет для продукции 1-го сорта – 65-95 МПа и для 2-го сорта – 50-82,5 МПа. С уменьшением толщины материала также увеличивается предельная прочность на скалывание по клеевому слою после часового кипячения – она равняется 1,6-2 МПа. Допустимая шероховатость поверхности авиационной фанеры допускается не более 100 мкм при влажности 5%-9%.

Производство фанеры в Тюменской области

  • Геометрические параметры конструкционной древесины данного типа по длине составляют от 1000 мм до 1525 мм, по ширине – от 800 мм до 1525 мм с допуском на градацию – 25 мм. Толщина листов для БП-А и БП-В – 1 мм, 2 мм, 3 мм, а вот для БС – от 1 мм до 12 мм, для БПС – от 2 мм до 6 мм.
  • Так, общий формат листа для авиационной фанеры составляет: 1550х1550, 1525х1525, 1270х1270, 1220х1220. При этом, толщина листа может быть: 0,4 мм; 0,6 мм; 0,8 мм; 1,0 мм; 1,2 мм; 1,5 мм; 2,0 мм; 2,5 мм; 3,0 мм; 4,0 мм; 5,0 мм, 6,0 мм; 8,0 мм; 10 мм, 12 мм.

  • Изготовление любой фанеры регулируется нормативами согласно ГОСТ 3916.1-96. Лист должен иметь только нечётное количество слоёв шпона и его волокна должны пересекаться с соседними под углом 90⁰, образуя структурную решётку. Сам производственный процесс изготовления продукции разделяется на определённые этапы, которые состоят из сортировки сырья, лущения шпона, прессования, склеивания и сушки.
  • В маркировке листа могут присутствовать буквы Ш или Ш2, что означает шлифовку одной или двух сторон изделия. Низкие сорта не шлифуются и в маркировке в таких случаях стоят буквы НШ.

Рекомендация.

Низкие, нешлифованные сорта фанеры с успехом можно использовать для сооружения арок, ниш и перегородок, которые дополнительно отделываются облицовочными материалами.

Применение

Фанерный истребитель

  • Общеизвестным является тот факт, описываемая нами конструкционная древесина или авиамодельная фанера широко применялась именно в самолётостроении, особенно в годы Великой Отечественной Войны. Благодаря малому весу материала машина получалась лёгкой, а гибкость и прочность способствовала возможности выдерживать аэродинамические нагрузки при эксплуатации самолёта. Впрочем, авиамоделирование (особенно любительское) и сейчас не обходится без широкого применения авиационной фанеры.

  • Помимо авиационной промышленности такая фанера широко используется для коллекционирования (те же модели самолётов, но так же и модели судов), так же материал широко известен в судостроении. При поиске архитектурных решений для оформления здания, района или даже города, проектировщики своими руками изготавливают макеты, на основании которых и утверждаются целые ансамбли. Также гибкая фанера очень помогает при решении нестандартных оформлений интерьера, где гипсокартон оказывается слишком непрочным.

Изготовление музыкальных инструментов

  • Было бы неправильно умолчать о производстве музыкальных инструментов (см. фото вверху), где до недавнего времени без фанеры высокого качества не обходились вообще. Ведь для любого декового инструмента нужна композиционная древесина и её замена на пластик в последние годы себя никак не оправдывает – лучшее качество звучания может быть только с натуральным деревом.

Арка из фанеры

Совет.

Если вы самостоятельно занимаетесь домашним ремонтом своими руками, не имея при этом профессиональных навыков, то можно использовать тонкую фанеру, например, для арок.
Хотя её цена выше, зато вы легко придадите ей любую форму, в отличие от гипсокартона, который гнётся только с применением особых технологий.

Заключение

Любая авиационная фанера — 1 мм или толще, всегда может пригодиться на бытовом уровне для ремонта и дизайнерского оформления квартиры. Кроме того, домашние умельцы могут использовать её для изготовления мебели в стиле китч, арт-декор или модерн, разнообразя тем самым свои жилищные условия.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ОДНОКЛАССНИКИ

Друзья, вступайте в нашу группу. Раньше всего новости появляются именно там!

Подписаться

Источник: https://fanera-info.ru/vybor/101-aviacionnaya-fanera