Полевошпатный фарфор что это такое?

Содержание

Лекция 10 стоматологическая керамика

Полевошпатный фарфор что это такое?

Керамика — неметаллический, неорганический материал. Термин «керамика» применяется к широкому разнообразию материалов, включая окислы металлов, бориды, карбиды, нитриды и сложные соединения этих материалов.

Стоматологическая керамика главным образом состоит из оксидов металлов и других «традиционных» керамических материалов. Однако с ростом интереса в улучшении эстетических качеств реставраций было разработано широкое разнообразие керамических материалов и процессов. Стоматологическая керамика может быть классифицирована но составу, температуре обжига или процессу изготовления. Большинство керамик основаны на полевом шпате и используются для металлокерамических реставраций. Тем не менее возможные эстетические преимущества цельнокерамических реставраций привели к развитию таких систем, как In-Ceram, Empress и Dicor.

Керамика на основе полевого шпата может быть далее классифицирована по температуре обжига. Высокотемпературная керамика используется главным образом для изготовления искусственных зубов для съемных протезов и обжигается при температуре 1260—1400°С.

Среднетемпературная керамика применяется в фарфоровых жакетных реставрациях и обжигается при температуре между 1080 и 1260°С. Низкотемпературная керамика составляет основную массу материалов для изготовления металлокерамических реставраций. Они обычно обжигаются при температуре от 900°С до 1000°С.

Ввиду недавних разработок в керамике, необходимо отметить четвертую категорию — ультранизкотемпературную керамику, обжигаемую при 650-850°С (McLean, 1982).

Понятие и общее представление

Полевошпатные виниры изготавливают из стоматологической керамики. Под наименованием «керамика» в стоматологии скрывается целая группа материалов, основу которых составляет полевой шпат и кварц.

В отличие от бытового фарфора, стоматологическая керамика не имеет в своем составе каолина из-за его окрашивающего эффекта и состоит примерно на 65% из полевого шпата (смесь альбита и микроклина) и 25% кварца (SiO2).

Полевошпатная керамика – это самый первый подвид стоматологических керамических материалов, отличающийся дешевизной и не очень высокими прочностными свойствами. Добавляя в полевошпатную керамику различные добавки, из нее получают материалы с гораздо более высокими прочностными свойствами.

При изготовлении стоматологической полевошпатной керамики смесь, состоящую из кварца, полевого шпата, флюсов и оксидов некоторых металлов, добавляемых для окрашивания (железа, хрома и др.), подвергают фриттованию – первичному обжигу.

После расплавления фритту быстро охлаждают в водяной ванне, в результате чего происходит обширное растрескивание материала, при измельчении которого получают тонкий порошок. Именно из него зубные техники готовят керамическую массу для изготовления ортопедических изделий.

Виды стоматологических керамических материалов

Материал Изгибная прочность, МПа Внешний вид Применение Технология изготовления
Одиночные коронки, виниры, вкладки Микропротезирование фронтального ряда Микропротезирование бокового ряда
Полевошпатная керамика 30-40 ++ + + + Послойное спекание на штампе или каркасе.
Керамика со шпинелью и оксидами алюминия и циркония 100–150 + Протезные каркасы CAD/CAM техника, шликерное литье,
Лейцитовая (KAlSi2O6) керамика 120 +++ + + прессование, спекание.
Керамика с дисиликатом лития 350–450 +++ + + + Спекание, в том числе послойное, прессование.
Стеклокерамика на основе фторидов 120–150 ++++ + Послойное спекание.

Повышение прочности фарфора

Вследствие того, что фарфор является хрупким материалом с относительно слабой способностью к растяжению, ему свойственно появление дефектов при его использовании в реставрациях, находящихся под нагрузкой. Традиционно считалось, что жакетные коронки становятся несостоятельными после нескольких лет эксплуатации.

Механизмы разрушения были связаны с микротрещинами, находящимися на внутренней поверхности фарфоровой коронки. Они образовывались во время процессов обжига и охлаждения и подвергались постоянному стрессу в полости рта. Внутренняя поверхность фарфора находится под действием сил растяжения, что приводит к раскрытию этих микротрещин и их дальнейшему увеличению.

С продолжающимся ростом по направлению к внешней поверхности коронки, ко времени её достижения, коронка уже демонстрирует полнейшую несостоятельность и разрушение.

Разрабатывались и применялись различные механизмы для снижения вероятности разрушения керамической коронки в результате повторных нагрузок. Они включали повышение прочности фарфора или поддержку фарфора изнутри (наиболее близкий слой к зубу) с помощью материалов соответствующей прочности.

Одним из наиболее эффективным методов упрочнения является использование металлической основы (т.е. металлического каркаса), на который фарфор наносится и обжигается. Этот метод (металлокерамика или PFM) представляется наиболее успешным в создании устойчивых к окклюзионной нагрузке реставраций.

Однако металлическая основа может создавать проблемы в плане эстетики. Необходимо блокировать металлический оттенок и удалить его с поля зрения, что представляет трудности как в пограничной области, так и в областях тонкого слоя фарфора. Кроме того, металлическая основа значительно снижает полупрозрачность реставрации.

В последние годы появилась методика, которая комбинирует металлическую основу с фарфоровыми границами. Техник подрезает металлический каркас, таким образом освобождая место для цельнокерамических границ. Для достижения точности проводится специальная подготовка граница—фарфор.

Сейчас доступны продукты, соединяющие порошок фарфора с восковой моделью и позволяющие восковое моделирование границ для обжига и окончательной обработки коронок.

Другим подходом является полное устранение металлического каркаса и использование усиленного фарфорового каркасного материала. McLean и Hughes (1965) разработали алюмооксидные фарфоровые жакетные коронки в 1965 г. Высокопрочная керамика, содержащая 50% сплавленных кристаллов оксида алюминия, образует каркас, на который наносится соответствующая (термическому расширению) фарфоровая облицовка.

Лабиальная поверхность изготавливается уменьшенной толщины (приблизительно 0,5 мм), чтобы предоставить пространство для нанесения обычного фарфора для придания эстетичного внешнего вида. Считается, что эта т.н. «жакетная коронка из алюмооксидного фарфора» в два раза более устойчива к образованию трещин, чем обычная неусиленная фарфоровая жакетная коронка.

Этобыло прогрессом, однако кристаллы оксида алюминия ограничивали пропускание света, а прочность все еще была недостаточна для использования метода в области боковых зубов(McLean, 1983).

Показания и противопоказания

Реставрация винирами показана в следующих случаях.

  • Эстетические дефекты передних зубов – неровность, стертость эмали, трещины, сколы.
  • Гипоплазия (недостаток, истонченность) эмали.
  • «Десневая улыбка». В этих случаях виниры применяются в комплексе с пластикой десен.
  • Чувствительность зубов к температурным или иным раздражителям.
  • Клиновидность единиц фронтального ряда.
  • Желание пациента иметь сверкающую улыбку при невозможности добиться этого отбеливанием.
  • Диастемы (межзубные щели).
  • Системная или очаговая деминерализация эмали.
  • Изменения цвета зубов вследствие лечения резорцин-формалиновой пастой, тетрациклином, флюорозом (желтизна, потемнение, «тетрациклиновые» зубы), из-за курения или по другим причинам.

Справка. В некоторых случаях потемнение зубов из-за применения резорцин-формалиновой пасты бывает настолько интенсивным, что от установки виниров приходится отказаться из-за их просвечивания.

Противопоказания к установке виниров:

Источник: https://dantist55.ru/ortopediya/polevoshpatnaya-keramika.html

Полуфарфор. ОСновные особенности и отличия. История возникновения

Полевошпатный фарфор что это такое?

Полуфарфором называют материал, имеющий белый или окрашенный полуспекшийся черепок. Готовые изделия, выполненные из него, обычно покрываются глазурью. В состав полуфарфора входит 45- 55% глинистых материалов, 23 – 28% кварца и около 10 % полевого шпата. Полуфарфор применяется для изготовления декоративных изделий и посуды, а также при производстве сантехники.

Основные характеристики материала

• По прочности на изгиб полуфарфор значительно уступает фарфоровым изделиям (примерно в пять раз). • Пористость по водопоглощению его составляет 3 – 8%. • От фарфора этот материал, помимо прочего, отличается наличием открытых пор. • Даже тонкий черепок не просвечивается. • Полуфарфоровые изделия отличаются химической и термической устойчивостью. Изделие с черепком в 4 мм может совершенно без труда для себя выдержать нагрев до 280° и резкое охлаждение.

Поэтому для посуды, используемой при приготовлении пищи в духовке, полуфарфор подходит идеально. • Характерной особенностью этого материала является высокая степень пластичности, а также хорошие формующие свойства. Как и майолика, полуфарфор относится к тонкокаменным материалам. Этот вид керамики по некоторым свойствам приближается к фарфору. Интересно то, что удар этот материал выдерживает даже лучше последнего. Иногда полуфарфор называют «изысканным фаянсом».

Обжиг этого материала производится при температуре в 1200°.

История возникновения

В начале XIX века гончары Стаффордшира начали проводить эксперименты с фарфором в плане нахождения более дешевого материала, пригодного для массового производства посуды. В 1813 году Чарлзом Мейсоном был запатентован открытый им метод изготовления полуфарфора. Иногда этот материал называют мягким фарфором или твердым фаянсом. Еще одно из его наименований — «айронстоун». По мере развития технологий новый материал все больше приближался к настоящему фарфору, по-прежнему оставаясь доступным для широкого потребителя.

В этот период средним классом Англии огромное значение придается регламенту домашних приемов. К примеру, десерту могло предшествовать порядка десяти перемен разных блюд. Поэтому новая посуда, уступающая фарфору лишь по прозрачности и наличию кракелюра, стала для английских нуворишей настоящей находкой, поскольку фарфоровые дорогие изделия позволить они себе не могли. В 1825 г. началось производство сервизов, оформленных расплывающимся кобальтовым орнаментом. Эта посуда стала необыкновенной популярной у викторианских домохозяек.

Ценится она и у современных коллекционеров. Расплывшаяся краска прекрасно скрывала все недостатки материала (пузырьки, нестыковку швов и т.д.). В последней трети XIX в. полуфарфор начали производить и в других странах Европы и в Америке. В 1986 г. был образован клуб собирателей подобной посуды, существующий и поныне. В качестве примера подобных изделий можно привести хранящуюся в частной коллекции тарелку производства Джонсона Бразерса с орнаментом flow blue «Оксфорд» конца XIX в., а также тарелку того же производителя «Савой», украшенную листьями клевера.

Очень интересен декор полуфарфоровой тарелки Гриндли «Красивые розы», выпущенной в начале XX века.

Виды полуфарфора

Сегодня в продаже можно встретить посуду, изготовленную из следующих разновидностей мягкого фарфора.  

Английский. Содержит жженую кость животных, фосфорнокислые соли и другие вещества. Внешне этот материал немного напоминает алебастр. Часто используется для изготовления предметов, украшенных драгоценными камнями и расписанных позолотой.

Европейский. Выпускаемый в настоящее время в Европе полуфарфор не содержит каолина, а поэтому по своему составу больше приближен к стеклу, и на фарфор похож только внешне. Вместо каолина обычно применяются каменные глины, содержащие плавни. Поскольку температура обжига, используемая при изготовлении изделий из него, не слишком высока, мастера имеют возможность употреблять в сравнении с фарфором гораздо большее количества красок. Сплавляясь с глазурью, последние придают посуде особые блеск и прозрачность.
Французский. Такая посуда выполняется из стекловидной массы, имеющей мелкозернистую структуру. Внешне этот материал напоминает китайский фарфор. Для декорирования росписью подходит просто идеально.

Занимающий по своим свойствам промежуточное между фарфором и фаянсом положение, полуфарфор в настоящее время с успехом используется для выполнения самых разных предметов как бытового назначения, так и декоративных. Современной промышленностью из него изготавливаются посуда, статуэтки, разного рода предметы декора. Также из этого материала выпускают очень неплохую сантехнику.

ДПИ > Керамика > Полуфарфор

Источник: http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=477

Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой? Какие бывают виды фарфора?

Полевошпатный фарфор что это такое?

04.10.2019

Фарфоровая посуда считается одной из самых благородных и праздничных. Однако, как и в случае с керамикой в целом, материалов из которых она изготавливается, существует несколько. О них, а также о различиях меду ними и фаянсом, с которым нередко сравнивают и путают фарфор, сегодня и пойдет речь.

Что есть фарфор?

Фарфор – это посуда из тончайшей, полупрозрачной керамики. Его легко можно опознать по бело-голубоватому оттенку, гладкой, непористой фактуре и высокой прочности. Получается фарфор обычно путем обжига изделий, произведенных из глины, полученной из мелкого порошка полевого шпата, кварца, каолина и других природных пород, содержащих кремний и алюминий.

Читайте также  Назначение земли СНТ что это?

Для придания глиняным изделиям большей прочности и устойчивости к воздействиям воды и различных кислот фруктов и растений фарфоровая посуда всегда покрывается тонким слоем глазури. Собственно, ее наличие и отличает глиняную посуду от керамической, а разница в составах основы и используемой глазури позволяет выделять несколько видов самого фарфора.

Твердый

Базовыми компонентами в составе твердого фарфора выступает каолин (белая глина высокого сорта), полевой шпат и белая слюда. В малых количествах к ним подмешивается кварц или кварцевый песок, но на свойства готового изделия в большей степени влияют именно основные ингредиенты. Чем больше в составе смеси будет содержаться каолина, тем тверже будет изделие.

Полученная после добавления всех компонентов смесь тщательно перемалывается в мельчайшую «муку», которая замешивается до получения массы, напоминающей тесто, способное удерживать форму. Изделия из нее производятся либо путем формовки или обработки на гончарном круге.

После задания формы полученное изделие обжигается дважды: сперва без глазури при температуре до 800°, а затем после покрытия ей – при 1500°С.

Глазурью выступает перемолотый шпат, придающий поверхности посуды приятную молочную матовость. За счет того, что основа и покрытие состоят из одинаковых веществ, при обжиге они образуют прочное соединение.

Твердый фарфор, как несложно догадаться, отличается высокой прочностью, твердостью поверхности, хорошей устойчивостью к жару и кислотам и тем самым знаменитым высоким звоном, который можно услышать при легком ударе.

Он бывает двух видов:

  • Европейский – по большей части состоит из белой глины, имеет более высокую температуру обжига, расписывается на последнем этапе.
  • Восточный – доля белой глины меньше и обжигается она не при столь высокой температуре, а еще расписывается до нанесения глазури.

Мягкий

В состав мягкого или, как его еще называют художественного, фарфора входит гораздо больше компонентов: кремень, селитра, песок, морская соль, сода, квасцы и алебастр – источник белого цвета. Перемолотые ингредиенты сплавляются воедино для получения стекловидного вещества с небольшой долей глины, а затем измельчаются в «муку», из которой в дальнейшем и формируется фарфоровая посуда или другие изделия. Глазурь производится из расплавленного прозрачного стекла.

Обжиг готовых изделий также осуществляется в 2 этапа, причем примерно при одинаковых температурах. Основы – при 1100-1500°, глазури – 1050-1100°С.

В сравнении с твердым, мягкий фарфор имеет меньшую устойчивость к высоким температурам, но большую прозрачность и более нежную белизну.

Мягкий фарфор бывает 3 видов:

  • французский – стекловидный, очень похож на китайский фарфор,
  • английский – содержит в составе жженую кость и каолин, поэтому имеет белый оттенок,
  • европейский – без каолина, поэтому по составу близок к обычному стеклу, расписывается перед вторым обжигом.

Костяной

Эта разновидность по характеристикам и внешнему виду представляет собой промежуточный вариант между двумя предыдущими. Помимо компонентов, входящих в состав основы твердого фарфора, в нее включен фосфат извести, полученный при сжигании кости, за счет которого плавление смеси идет легче. По большому счету, костяной – это тот же твердый фарфор, но чуть более легкий в обработке. Температура обжига – 1100-1500°С.

Глазурь для него практически такая же, как используется для покрытия мягкого фарфора, но с небольшим добавлением буры, обеспечивающей лучшее сплавление глазури с основой.

Изобретен и начал использоваться костяной фарфор в Англии, и других его видов не существует.

Фаянс

Фаянс похож на фарфор не только внешне, но и по составу, с одним отличием – количество глины в нем вплотную приближается к 85%. Температура обжига фаянсовой посуды – 1050-1280°С.

Основные различия между фаянсом и любой разновидностью фарфора заключаются в структуре смеси и прочности – она более пористая, поэтому плохо выдерживает удары и легко впитывает жидкости. В связи с последним фактом, фаянсовая посуда обязательно покрывается глазурью.

Как отличить фаянс от фарфора?

Практически со 100% вероятностью можно утверждать, что любая из кружек на вашей кухне – фаянсовая. Убедиться в этом можно по нескольким признакам:

  • Взгляните на ободок донышка, незакрытый глазурью. Ровный белый цвет, скорее всего, свидетельствует о фарфоровой основе.
  • Посмотрите через самый тонкий элемент посуды на просвет – фаянс не будет просвечивать.
  • Слегка постучите по посуде. Фарфор всегда отличает звенящий звук, фаянс – глухой.
  • Оцените соотношение веса и размера изделия – фаянс всегда выглядит более тяжелым, чем есть на самом деле.
  • Фаянсовая посуда нередко имеет склонность к старению – постепенному растрескиванию. Это не считается дефектом.
  • И последнее – основа фарфора всегда белая, в лучшем случае, с росписью под слоем эмали. Фаянс может быть любого цвета.

Источник: https://mayerboch.com/articles/kak-otlichit-farforovuyu-posudu-ot-fayansovoy/

Фарфор: что это такое и из чего делают, история, виды и применение

Полевошпатный фарфор что это такое?

› Посуда

Фарфор — это тончайшая керамика белого полупрозрачного цвета с синеватым оттенком, используемая для лепки посуды и скульптур.Имеет второе название «поющая посуда», ударив о края которой, можно услышать мелодичный звон, как будто на дне её спрятаны тысячи бубенцов.

В наше время такие изделия являются предметами хорошего вкуса, атрибутом роскоши, это всегда «нестареющая классика», производящая впечатление не только, как предмет сервировки стола, но также и обладающая огромной ценностью.

Основой в производстве является фарфоровая масса, состоящая из глины коалин, полевого шпата и кварца.
Благодаря высокому температурному режиму обжига материал становится плотным, не имеющим пор. Изделия приобретают термическую прочность и в то же время лёгкость, не имеют подтёков и швов.

История происхождения

Родиной происхождения фарфора является Китай.
В период правления династии Тан VI-VII веках до нашей эры изготавливалась посуда в основном из нефрита, который считался довольно редким и дорогим камнем, а дешёвая глина и дерево — недолговечными.

Потребовалось несколько десятилетий, пока не была найдена в провинции Цзянси горная порода, образованная из кварца и слюды, получившая название фарфорового камня.Первые изделия представляли из себя вытянутые кувшины с рельефным декором в голубых и зеленоватых тонах.

В IX веке до нашей эры Китай становится неофициально «фарфоровой столицей».Начинается массовое производство посуды и экспорт в страны Европы и Восточной Азии.Секрет производства многие столетия держался в строжайшей тайне, раскрыть которую удалось немецкому химику Бёттгеру.

Благодаря залежам белой глины в окрестностях Саксонии, он изготовил чашу и преподнёс её королю Августу Сильному.

С этого момента зазвучал и «саксонский фарфор». Тайна была раскрыта.

Классификация

Встречаются три вида фарфора: твёрдый, костяной и мягкий.Они отличаются основными компонентами и температурными режимами обжига.

Производство фарфора началось именно с твёрдого вида.

Твердый фарфор

Он состоит в основном из большей части коалина и меньшей — полевого шпата, к которым добавляется кварц и песок. Благодаря такой пропорции посуда имеет хорошую прочность, ценность и популярность в производстве.Подвергается двойному обжигу. Сначала при низкой температуре 900 градус, затем при нанесении глазури – 1350-1450 градусов.При этом каждый этап проходит чёткий контроль качества. Иногда превышающий порог брака в 20-25%.

Данный вид фарфора имеет несколько назначений:

  • хозяйственный – чайная, столовая и кухонная посуды;
  • художественный – вазы, статуэтки, барельефы, блюда;
  • промышленный – электроизоляционные материалы;
  • химический – лабораторная посуда, детали для химической и парфюмерной промышленности.

Костяной фарфор

Промежуточный, считается гораздо ценнее твёрдого вида фарфора. Он получается путём добавления к основной массе костяной золы.Подвергается также двойному обжигу, но сначала при высокой температуре 1200-1300 градусов, затем температура постепенно снижается для лучшей закалки до 1050-1100 градусов. За счёт этого имеет полное отсутствие пор.

Изделия отличаются особым белым цветом, относятся к элитной категории.

Мягкий фарфор

В результате попыток создания аналога твёрдого вида керамики впервые был изобретён в Европе.Изделия получаются сливочного цвета. Состоит из песка, селитры, толченого алебастра и глины.Проходит разовую термообработку при 1050-1100 градусах. Керамическая масса полностью не спекается, из-за этого имеет пористую поверхность, низкую жароустойчивость, высокую чувствительность к перепаду температур, глазурь легко подвергается механическим воздействиям.Используется в производстве художественных изделий.

Этот фарфор имеет несколько видов.

Французский – очень схож с китайским. Прекрасен для живописи и росписи позолотой предметов интерьера.

Английский – из-за добавления в состав фосфорно-кислой соли имеет структуру схожую с белым алебастром. Идеален для работ по украшению изделий драгоценными камнями.

Немецкий – состоит из глины, внешне и по качеству близок к стеклу. Из-за низкой температуры обжига роспись красками приобретает красивый блеск.

Для получения нужной формы поверхности, а также использования различных способов декорирования, используется несколько разновидностей мягкого фарфора.

Полевошпатный – содержит в основе большое содержание полевого шпата 50 %, кварцевого песка- 20% и белой глины – 30%. Проходит один этап температурного обжига, благодаря этому материал имеет высокую плотность. Отличается тяжёлым весом, невысокой прочностью и низкой стоимостью. Удобен при нанесении росписи на изделия.

Высокополевошпатный – имеет отличие в высоком содержании кварца 45% и полевого шпата 40%, наименьшим количеством глины – 15%. Из-за таких пропорций относится к категории элитных.Так же как и полевошпатный фарфор, подвержен низким температурам обжига, открывающим большие возможности для декорирования.Фриттовый – один из самых недорогих видов керамики.

Из-за добавления к глине сплава из солей со стеклом (фритта) проходит самый низкий из всех возможных обжигов. Имеет механическую прочность, термоустойчивость и высокую степень защиты к химическим воздействиям.

Широко используется в лепке скульптурных композиций.

Бисквитный фарфор

Еще один вид фарфора, основным отличием которого является то, что он прошел только первичный обжиг при температуре 800-1000 градусов. При этом получается шероховатая пористая структура. Материал больше по структуре напоминает качественный мрамор.

Чаще всего бисквит не покрывают глазурью, оставляя матовую поверхность, напоминающий бархатную кожу. Родиной бисквита является французский городок Севр. Первые мастера начали работать в этой технике во второй половине XVIII века. По той причине, что фарфор не защищен глазурью, его не используют для производства чайных и столовых сервизов.

Из него получаются великолепные статуэтки, вазы, скульптуры и элементы мебельного декора.

Роспись изделий

На протяжении не одного столетия посуда и предметы интерьера из фарфора имеют отличительные черты в технике росписи.

Подглазурная – довольно сложная и трудоёмкая в выполнении роспись и дорогостоящая.Характерна в основном для китайского антикварного фарфора. Рисунок наносится пером или кистью до обжига, поэтому мастеру необходимо точно рассчитать пропорции красителей и красок, для исключения растворения рисунка в глазури.

Обязательно добавляют окись алюминия или каолина.В этой технике также используют пульверизаторы и специальные подглазурные карандаши.Надглазурная – самая простая роспись в изделии, делающая его доступным в цене.

Краски должны иметь термическую и химическую устойчивость, так как подвергаются после нанесения на глазурованную поверхность обжигу в муфельной печи.

Данная роспись чаще применяется всего в оформлении сервизов.

Декор

Особый интерес в украшении фарфора вызывает декор.

Это могут быть мини-фигуры людей и животных, цветы, завитки, элементы церковной символики и многое другое.Отдельные элементы, изготавливаются также из фарфора, фиксируют с помощью клеевых составов.Благодаря таким дополнениям изделия приобретают изысканный вид.

Посуда становится более изящной и хрупкой.

Заключение

Фарфор навсегда останется, связанным с историей, традициями и искусством.Неслучайно его называют «белым золотом».Это нестареющая ценность, которая может храниться веками и передаваться поколениями.В наше время существует много заводов по производству фарфора не только в России, но и за рубежом.

Фарфоровые изделия способны создать тепло и уют в каждом доме.

Фарфор: древний, великий, прекрасный!

Когда-то фарфор почитался ремесленным чудом, и за тайну этого керамического материала смельчаки платили собственными жизнями. Потом его стали изобретать заново то здесь, то там – в результате чего мир обогатился новыми разновидностями и сортами фарфора. С течением времени оказались востребованы все физические свойства фарфора, и в прошлом веке фарфоровая продукция разделилась на промышленную и бытовую.

С чего же все начиналось?

История фарфора

Родина фарфора – Китай. В то время как европейцы – даже самые цивилизованные, древние греки – лепили амфоры, выдалбливали каменные плошки и пытались отливать посуду из стекла, китайцы сосредоточенно работали над созданием фарфора. Первые удачные опыты китайских мастеров задокументированы 220-м годом до нашей эры.

Сами китайцы склонны увеличивать возраст фарфора как минимум на тысячу лет. Европейская наука полагает, что не всякая древнекитайская керамика – фарфор, но лишь та, которая при легком соударении звенит «цзин-нь». А такие изделия на территории Китая стали появляться лишь в середине первого тысячелетия Новой эры.

Не стоит снисходительно относиться к аудиальному критерию оценки. Есть мнение, что и англоязычное имя Китая, и славянская «синь», и китайское наименование фарфора происходят из одного источника – звукоподражательного «цзинь».

Читайте также  Линокром хпп что это такое?

Во всяком случае, географическая область появления китайского фарфора по сей день зовется Цзянси; британское China – англифицированная попытка прочтения древнекитайского tien-tse, впоследствии преобразованного в tseane и служившего наименованием, помимо прочего, любому изделию из фарфора.

По мнению отдельных лингвистов, русская «синь» – все та же калька с китайского tseane. Ведь первые изделия из китайского фарфора декорировались исключительно синей минеральной краской. Значит ли это, что славяне познакомились с китайским фарфором тысячи лет назад? Любопытная, но неподтвержденная наукой гипотеза.

Почему фарфор родился в Китае?

Строго говоря, темпы развития керамического ремесла в Европе, Средней Азии, Ближнем Востоке, Индии и прочих удаленных от Китая местностей были примерно равными. Да и китайцы в технологию обжига формованной глины не внесли ничего принципиально нового. Все те же купольные печи, все тот же древесный уголь.

Секрет происхождения фарфора кроется в сырьевых предпочтениях. Мастера всего мира предпочитали для изготовления керамики брать жирную красную глину. Китайцам же посчастливилось оперировать глиной каолиновой – веществом хотя и тугоплавким, но зато красивым, особенно после интенсивного, с расплавлением внешнего слоя, обжига.

Достичь успеха в создании эффективной технологии фарфора было непросто. Потому китайцы, весьма охотно торговавшие фарфоровыми изделиями, всячески противились раскрытию своих know how.

Звонче нефрита, белее снега

Первые образцы китайского фарфора состоят из протертого каолина и измельченного пегматита. Лучший фарфор, по словам древних поэтов, был «звонок как нефрит, блестящ как иней, бел как снег».

По заветам первых мастеров, для достижения должного качества изделий хорошо увлажненное фарфоровое тесто отправлялось на столетнюю выдержку в глубокие ямы. Диссоционный распад минералов в щелочной среде обеспечивал как пластичность, так и однородность получаемого материала.

Визуальный анализ черепков китайского фарфора не мог подсказать тогдашним европейцам ни состава, ни особенностей технологии продукта. Более или менее успешной имитацией фарфора стало стекло, сваренное с большой добавкой оксида олова, а также несколько вариантов смеси оловянистого (называемого опаловым) стекла с глиной.

Но сходство было лишь внешним: потребительские качества изделий из поддельного фарфора оставались низкими. Да и себестоимость молочно-белого стекла с сурьмой и оловом превосходила цену китайского фарфора.

Источник: https://terra-beauty.ru/posuda/farfor-chto-eto-takoe-i-iz-chego-delayut-istoriya-vidy-i-primenenie

Керамика в стоматологии: что это и как она используется при протезировании? Керамические материалы в ортопедической стоматологии

Полевошпатный фарфор что это такое?

История стоматологической керамики насчитывает более 200 лет. Первыми исследователями, занимавшимися изучением возможности использовать фарфор в качестве зубов и оставившими свой след в документах, стали француз Alexis Duchateau и итальянец Nicholas De Chemant.
В 1774 году они пытались изготовить искусственные зубы из традиционного зеленого фарфора.

Первую стоматологическую керамику, отдаленно напоминавшую своим цветом натуральные зубы, получил Elias Wildman. Произошло это в 1838 году.

Правильно ли называть аморфную керамику стеклокерамикой

Из-за присутствия стеклофазы эту разновидность керамики часто называют стеклокерамикой, что не совсем верно. Стеклокерамика, или ситалл, – это материал, изготовленный направленной кристаллизацией стекла. Ситалл – это термин, объединяющий «силикат» и «кристалл». Процесс образования кристаллов в стеклофазу называют ситаллизацией. В стоматологии же вместо «ситалл» говорят «стеклокерамика».

Факторы, влияющие на фарфор

Факторы, влияющие на фарфор:

  • химический составкомпонентов;
  • степень их размельчения (дисперстность);
  • температура продолжительность обжига.

Эксплуатационный период

Срок службы данных микропротезов составляет в среднем 10 лет. Соблюдение всех рекомендаций может увеличить эксплуатационный период до 20 лет, при игнорировании ― сократить до 5 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=iDC07pqqBkE

Существуют определенные правила, соблюдение которых позволит продлить срок службы накладок:

  • Хорошая гигиена полости рта. Она состоит в ежедневной чистке по два раза, применении специальных ополаскивателей, щеточек и флоссов;
  • Отказ от вредных привычек. Негативно влияет на целостность зубов их использование не по назначению, то есть раскусывание орехов и семечек, вскрытие бутылок, откусывание ногтей и др.;
  • Исключение красящих продуктов питания. Они изменяют цвет виниров и портят эстетику улыбки;
  • Ношение каппы (по показаниям). При скрежете зубов в ночное время желательно надевать ночную каппу;
  • Систематическое посещение стоматолога. Своевременное выявление и лечение стоматологических патологий позволяет дольше сохранять эстетические и функциональные показатели восстановленных единиц.

Классификация керамики

Свойства керамики определяются ее составом, структурой и пористостью. Керамику классифицируют по вещественному составу, составу кристаллической фазы, структуре и назначению. 1. По вещественному составу разновидностями керамики является фаянс, полуфарфор, фарфор, терракота, керметы, корундовая и сверхтвердая керамика и так называемая каменная масса. 2.

По составу кристаллической фазы различают керамику из чистых оксидов и бескислородную. 3. По структуре керамика делится на плотную и пористую. Пористые керамики поглощают более 5% воды, а плотные – 1…4% по массе или 2..8% по объему. Пористую структуру имеют кирпич, блоки, черепица, дренажные трубы и др.

; плотную – плитки для полов, канализационные трубы, санитарно-технические изделия.

Классификация по назначению

Стоматологическая керамика применяется с различными целями. В зависимости от этого ее делят на каркасную, монолитную и облицовочную. Каркасная – используется для изготовления коронок и мостовидных зубных протезов. Облицовочной – облицовывают металлические (из металлокерамики) или керамические (безметалловая керамика) каркасы. Монолитная – предназначена для выполнения целых зубных протезов.

Требования к этим разновидностям отличаются. Каркасная керамика должна быть очень прочной, облицовочная безметалловая керамическая коронка должна обладать хорошими эстетическими характеристиками и надежным сцеплением. Монолитная керамика, как правило, самая прочная из всех, поэтому требует менее инвазивного препарирования и обеспечивает более длительный срок службы протезов. Для ее изготовления подходит только оксидная и дисиликатлитиевая стеклокерамика, в то время как алюмооксидная нуждается в дополнительной облицовке из-за высокой абразивности.

Классификация керамики по микроструктуре

Данная классификация разделяет керамику по уровню содержания в  ней кристаллических компонентов и  стекла (некристаллической структуры), которые можно объединить в  4 основных категории с  несколькими подгруппами.

1. Стеклокерамика 2. Наполненная стеклокерамика 3. Наполненная оксидная керамика 4. Оксидная керамика

Стеклокерамика состоит из оксида кремния, также известного как кварц (SiO2) c небольшим содержанием алюминия. В природе алюминосиликаты, которые также содержат примеси калия и  натрия, известны под названием полевой шпат. В стоматологии искусственно синтезированный полевой шпат представлял первые керамические массы для изготовления фарфоровых ортопедических конструкций.

Впервые применение полевого шпата упоминается в  1903 году в  работах Чарльза Лэнда, описавшего процесс изготовления фарфоровых коронок в  медицинском издании «Стоматологический космос», однако доктор столкнулся с  проблемой большой хрупкости фарфора. Подобным образом в  1938 году в  своей статье «Журнала калифорнийской стоматологической ассоциации» Пинкус предложил концепцию керамического винира, однако задумка также оказалась неудачной, прочность на изгиб такого фарфора составляла 20–30 MPa.

Позднее, в  связи с  изобретением вакумных печей для обжига фарфора, прочностные характеристики были улучшены. Прочность на изгиб варьировала от 50 до 60 MPa и  достигалась в  результате полученной меньшей пористости материала. Керамика применялась для облицовки металлических каркасов, а также в  виде цельной конструкци

: Какой зубной протез лучше поставить при отсутствии большого количества зубов

Классификация керамики по уровню прозрачности

Уровень прозрачности стоматологической керамики обозначают латинскими буквами:

  • HT (High Translucency) – высокая прозрачность;
  • LT (Low Translucency) – низкая прозрачность;
  • MO (Medium Opacity) – средняя опаковость;
  • HO (High Opacity) – высокая опаковость.
  • Эти четыре уровня характерны только для стеклокерамики. Оксидная керамика соответствует только уровню НО. Оксид циркония принадлежит к уровню МО и не соответствует указанному НТ. Более высокий уровень прозрачности оксида циркония объясняется снижением пористости материала. Менее пористый – слабее рассеивает свет, приобретает прозрачность и более высокую прочность.

    Выбор керамики с той или иной прозрачностью зависит от вида зубного протеза и цвета опорного зуба. Керамика высокой прозрачности подходит для частичных реставраций и не подходит для изготовления коронок из-за перспективы просвечивания темной полости рта. Монолитные зубные протезы рекомендуют выполнять из керамики HT и LT.

    Чтобы полностью или частично перекрыть оттенок препарированного зуба, применяют НО и МО.

    Стоматологический фарфор

    Из всех материалов, используемых в стоматологии для восстановления естественного зубного ряда, керамика имеет наилучшие оптические свойства для имитации цвета и внешнего вида зубной структуры. Обработка керамики требует квалификации опытного техника и является формой искусства, в той же мере, что и личным призванием. В руках тех, кто умеет правильно ее использовать, керамика может обеспечить реставрации настолько подобные естественным зубам по форме, текстуре, отражению цвета и полупрозрачности, что становится невозможным их отличить от натуральных зубов.

    Физические качества керамики чрезвычайно подходят для материалов, используемых для восстановления зубов. Их оптические, тепловые, коррозионные качества и растворимость позволяют изготовление реставраций, обеспечивающих хороший внешний вид и устойчивость к среде ротовой полости. Механические качества керамики, однако, только частично подходят для изготовления зубных реставраций. Следовательно, с ней следует обращаться, изготавливать и использовать таким образом, чтобы компенсировать ее недостатки.

    Использование стоматологической керамики

    Керамические материалы используются в разнообразных стоматологических реставрациях: изготовление искусственных зубов для съемных протезов, одиночные коронки и несъемные частичные протезы. С некоторых пор использование керамики распространилось также на вестибулярные виниры, вкладки и накладки в боковых зубах.

    Состав и свойства материала

    Подавляющее большинство керамических систем состоят из аморфной матрицы и равномерно распределенного в ней кристаллического наполнителя. Существует так много видов стоматологической керамики, что рассмотреть и разобраться в ней, не дифференцировав предварительно по каким-либо признакам, невозможно.

    Материал можно классифицировать следующим образом.

    По виду матрицы:

    1. Полевошпатное стекло.
    2. Лантановое стекло (лантан в чистом виде – серебристо-белый, ковкий и тягучий металл).
    3. Полимеры. Органические пластмассы входят в состав так называемых гибридных керамик, которые появились в последнее время в ассортименте некоторых производителей стоматологических материалов.
      В настоящее время идет их опробование, окончательное заключение о достоинствах и недостатках гибридных керамик еще не вынесено.
    4. Отсутствие матрицы вообще. К этому виду относится материал, почти на 100% состоящий из спеченных между собой кристаллов окиси алюминия.

    По наполнителю:

    • кварц;
    • лейцит;
    • алюмомагнезиальная шпинель;
    • и другие наполнители, которые рассмотрены ниже.

    По технологии изготовления керамика может быть:

    • спеченной;
    • литой;
    • прессованной.
    • инфильтрированной.

    Основу фарфора для применения в стоматологии составляет керамика, состоящая из таких элементов, как кварц (оксид кремния – SiO2) и полевой шпат (смесь алюмосиликат натрия (Na2O·Al2О3·6SiО2) и силикоалюминат калия (K2O·Al2О3·6SiО2)).

    Такая керамика называется «полевошпатной». В отличие от фарфора, используемого в быту, она не содержит каолина, который из-за непрозрачности не позволяет получить оттенок, идентичный цвету натуральных зубов.

    Роль полевошпатного материала

    Недостатком полевошпатной керамики является высокая хрупкость. Склонность к образованию трещин не позволяет получить прочность на изгиб более 40-60 МПа.

    На протяжении длительного времени целью стоматологов исследователей стало повышение прочности полевошпатной керамики путем изменения ее структуры, добавления упрочняющих наполнителей и совершенствования технологии обжига.

    Первые положительные результаты получили, уменьшив размеры частиц кварца и равномерно распределив их по стеклянной матрице.

    Вкупе с использованием вакуумных печей, снизивших пористость керамической массы, это позволило получить полевошпатный материал с прочностью на изгиб до 150 МПа. Но этого по-прежнему оказалось недостаточно.

    : Базис протеза: что это, границы, пластмасса для съёмных протезов

    Если фронтальные зубы, изготовленные из фарфора прочностью 150 МПа, еще относительно долго справлялись со своими функциями, то протезы, установленные на боковые зубы или имевшую большую протяженность, не выдерживали жевательный нагрузки.

    Настоящего успеха достигли, поместив в стеклянную матрицу в качестве наполнителей другие соединения, в основном оксиды. Распределяясь равномерно по полевошпатному стеклу, кристаллы наполнителя препятствовали распространению в нем трещин, делая материал значительно прочнее.

    В результате было разработано большое количество прочных и технологичных материалов, объединенных под общим названием «стоматологическая керамика».

    В качестве наполнителей используются следующие соединения.

    Источник: https://dens1995.ru/ortodontiya/polevoshpatnaya-keramika-v-stomatologii.html

    Все о фарфоре: виды, классификация, роспись

    Полевошпатный фарфор что это такое?

    › История ›

    23.03.2019

    Фарфор — это тончайшая керамика белого полупрозрачного цвета с синеватым оттенком, используемая для лепки посуды и скульптур.Имеет второе название «поющая посуда», ударив о края которой, можно услышать мелодичный звон, как будто на дне её спрятаны тысячи бубенцов.

    В наше время такие изделия являются предметами хорошего вкуса, атрибутом роскоши, это всегда «нестареющая классика», производящая впечатление не только, как предмет сервировки стола, но также и обладающая огромной ценностью.

    Основой в производстве является фарфоровая масса, состоящая из глины коалин, полевого шпата и кварца.
    Благодаря высокому температурному режиму обжига материал становится плотным, не имеющим пор. Изделия приобретают термическую прочность и в то же время лёгкость, не имеют подтёков и швов.

    Что такое полевошпатный фарфор и как правильно ухаживать за изделиями из него

    Полевошпатный фарфор что это такое?

    На современной керамической посуде часто встречается надпись: «Полевошпатный фарфор». Но что это такое, известно далеко не каждому. Вот и приходится застывать в раздумьях – является ли подобная характеристика плюсом или минусом изделия, как долго оно прослужит, существуют ли тонкости ухода за ним.

    Читайте также  Березовый шпон что это такое?

    Полевошпатный или зегеровский фарфор

    Эта разновидность керамики появилась в конце XIX века. Её состав разработал немецкий химик Герман Август Зегер, возглавлявший исследовательский институт при Берлинском Королевском фарфоровом заводе. В то время главной задачей учёных было снижение температуры плавления каолиновой массы, чтобы расширить ассортимент используемых для её декорирования пигментов и глазурей. Для преобладавшего в немецком производстве твёрдого фарфора данный показатель составлял 1400 – 1460°С. При такой температуре часть красок, преимущественно красных, жёлтых и зелёных оттенков, выгорала, что сказывалось на художественных качествах продукции.

    Зегеру в 1880 году удалось запатентовать уникальный состав фарфорового шликера, плавкость которого снижалась до 1250 – 1300°С. Это была имитация восточноазиатских образцов, в частности китайской продукции эпохи династии Сунн и японской «ариты». В 1882 году новая разновидность получила название Segerporzellan (Зегеровский фарфор) по имени своего создателя и удостоилась специального клейма Королевского завода – скипетра с подписью «Sgr. P».

    Благодаря изобретению немецкого химика, для фарфорового производства стали доступны потёчные глазури, которые отличаются особой красотой, блеском и прозрачностью на черепке. Среди них самая популярная – фламбе или «сан-де-бёф», что в переводе с французского означает «бычья кровь». Глазурь имеет необычный киноварный оттенок с фиолетовыми и зеленовато-голубыми прожилками. Она получается путём восстановления оксида меди, что возможно только при относительно низких температурах обжига.

    Особенности материала

    Изобретение Зегера является разновидностью мягкого фарфора. В отличие от других каолиновых масс, в нём преобладает полевой шпат – второй по важности компонент после белой глины.

    Процентное соотношение для зегеровского фарфора:

    • глинистые вещества – не более 35%;
    • полевой шпат – 40%;
    • кварцевый песок – от 20 до 45%.

    Полевой шпат – распространённый минерал, в керамическом производстве используемый как флюс или плавень. Это специальная добавка, которая обеспечивает мягкое, постепенное плавление каолина и кварца, в результате чего улучшается спекаемость черепка, исключаются деформации, повышается прочность и ударная вязкость.

    Флюсы также снижают температуру, при которой глина стекленеет, приобретая крепость и способность удерживать воду. Чем выше содержание полевого шпата в фарфоровом шликере, тем пластичнее получается материал. Это позволяет использовать более широкий спектр декоративных приёмов, создавать изящные, сложные по форме и окрасу изделия.

    Допускается использование подглазурной росписи, дающей более естественные и нежные переходы цвета, свинцовых и люстрованных глазурей. Очень эффектными получаются статуэтки из «бисквита» – массы, прошедшей только первый, утельный обжиг. В полевошпатном фарфоре, как понятно даже из названия, флюсовый компонент преобладает. Поэтому он идеально подходит для создания художественной скульптуры, мелкой пластики и парадных сервизов.

    Полевошпатный фарфор часто сравнивают с фаянсом. Оба материала обжигаются примерно при одинаковой температуре, но изобретение Зегера намного практичнее. Фарфоровая посуда не даёт сколов и лучше выдерживает падения. Она тонкостенная и красиво просвечивается, хотя по массе не уступает фаянсу.

    Основные недостатки

    Низкая температура плавления улучшает декоративные качества фарфора, но снижает стойкость к механическим и химическим воздействиям. Также его нельзя отнести к жаростойким материалам, хотя для запекания продуктов в духовке или микроволновой печи посуда вполне подходит.

    Сопротивление на изгиб и ударопрочность изделий примерно вдвое меньше, чем у аналогов из твёрдого фарфора. Материал, кроме того, чувствителен к резким перепадам температуры и может покрыться сеточкой мелких трещин (кракле). Полевошпатный фарфор не применяется для технических целей – изготовления изоляторов, медицинской или химической посуды.

    Рекомендации по уходу

    Хрупкие фарфоровые изделия требуют бережного обращения. Особенно если речь идёт об антиквариате. Тем не менее, даже он нуждается в чистке и спокойно перенесёт её при соблюдении некоторых правил:

    1. Никакой химии. Моющие вещества способны повредить слой глазури и растворить часть пигментов, отчего изделия потускнеют. В местах сильного загрязнения допустимо применение детского мыла или влажного зубного порошка. Сода и соль в полужидком виде применяются только для однотонной светлой посуды.
    2. Вода комнатной температуры. Изделия нельзя мыть или ополаскивать под краном, делая сильный напор. Лучше положить их в таз и подержать несколько секунд. Горячая вода вызывает растрескивание и помутнение глазури.
    3. Бережные прикосновения. Фарфоровую посуду и статуэтки очищают аккуратно, без интенсивного трения. Пользуются мягкими тряпочками или бумажным полотенцем, специальными салфетками из микрофибры. Если какие-то фрагменты позолочены, их следует касаться как можно меньше, двойную осторожность проявляют и при наличии многоцветной росписи.
    4. Никаких посудомоечных машин. Вряд ли кому-то придёт в голову «доверить» агрегату декоративные фарфоровые предметы, а вот повседневные чашки-блюдца отчищать вручную лень. Но если хочется, чтобы они долго радовали элегантным и «новым» видом, лучше отказаться от автоматической помощницы. Чтобы грязь меньше прилипала к поверхности, можно периодически добавлять в воду для мытья фарфоровой посуды нашатырный спирт.
    5. Нет естественной сушке. После влажной чистки, изделия необходимо вытереть насухо бумажным полотенцем. Капли воды при высыхании оставляют не только белёсые разводы, но и солевой налёт, который будет постепенно разрушать декоративное покрытие
    6. Без лишней влаги. Антикварные статуэтки вообще лучше не мыть. С них смахивают пыль щёткой, бережно, но крепко удерживая в руке.

    Чтобы реже прибегать к чистке, негативно влияющей на мягкий и уязвимый полевошпатный фарфор, изделия из него рекомендуется хранить в застеклённых шкафчиках или витринах. Необходимо избегать прямых солнечных лучей и высокой влажности. В антикварных или особо ценных сервизах нежелательно ставить тяжёлые предметы – супницы, компотницы, сахарницы на тарелки, иначе могут возникнуть трещины или сколы.

    Источник: https://yacollectioner.ru/polevoshpatnij-farfor/

    Когда оправдана установка полевошпатных виниров

    Полевошпатный фарфор что это такое?

    1447

    В качестве материала для производства виниров применяются композиты, керамика (фарфор), стеклокерамика, диоксид циркония.

    Особое место в этом ряду занимает стоматологическая керамика, используемая как для производства цельнокерамических изделий, так и для облицовки остовов из металла (металлокерамика).

    Преимущества и недостатки

    Керамические виниры – это особая группа ортопедических устройств, обладающих значительными преимуществами перед другими средствами реставрации:

    1. Высочайшая эстетичность. Благодаря хорошей проводимости света цвет виниров идеально соответствует цветовому оттенку натуральной эмали.

      Никакой другой стоматологический материал не может сравниться с высококачественной керамикой в способности имитировать форму и цвет натуральных зубов. Красивые белоснежные виниры создают эффект лифтинга нижней части лица без проведения пластической операции.

    2. Долговечность. Внешний вид и прочностные качества керамических виниров при условии правильной эксплуатации сохраняются очень долго.
    3. Полная биосовместимость с зубными тканями.
    4. Минимальная обточка эмали благодаря тонкости накладок.
    5. Исправление некоторых зубных дефектов (в частности, небольших неровностей) без использования брекетов.
    6. Снижение чувствительности зубов.

    Недостатки виниров:

    1. Необратимость реставрации. Поскольку при установке виниров производится обтачивание зубов, отказаться от их ношения уже не получится.
    2. Сложность и дороговизна работы, необходимость в специальном оборудовании, высокие требования к профессионализму врача.
    3. Не все зубы могут быть реставрированы с помощью виниров. Их транслюцентность (светопроницаемость) может явиться препятствием для использования на слишком темных зубах, («темнота» будет просвечивать сквозь тонкую накладку).
    4. Нежелательность установки на жевательные зубы (хотя некоторые виды изделий можно устанавливать и на боковой ряд).

    Подготовка зуба

    Виниринг – очень тонкая операция, требующая тщательной подготовки, включающей в себя следующие мероприятия:

    1. Осмотра пациента, сбор анамнеза. Оценивается состояние зубов и пародонта. При необходимости для определения состояние корней проводится рентгенография.
    2. Профессиональная чистка зубов. Проводится с помощью циркулярных щеток и паст.
    3. Подбор цветового оттенка. Осуществляется с помощью шаблонов, прикладываемых к зубному ряду с целью сравнения цвета образцов и зуба.
    4. Препарирование зуба. Заключается в стачивании слоя эмали на толщину, равную примерно толщине накладки. Точная глубина обработки зависит также и от формы зуба. Чем она идеальней, тем меньше требуется стачивание.

    Существует несколько технологий препарирования. Самая простая и распространенная – туннельная, предусматривающая механическое удаление слоя эмали борами. Сначала используют специальные маркировочные насадки.

    С их помощью на эмали делаются канавки, дно которых в дальнейшем служит маркером, на который ориентируются при стачивании остальной поверхности. Чтобы полностью избавить пациента от дискомфорта, эту операцию можно проводить под местной анестезией.

    Более современные способы препарирования позволяют сделать процедуру полностью бесконтактной и безболезненной:

    • Лазерная обработка предполагает воздействие на эмаль лазерным импульсом, и подачу под давлением воздушно-водяной смеси, которая удаляет раскрошившуюся эмаль.
    • Удаление верхнего слоя эмали ультразвуком – это воздействие на зуб звуковыми волнами. Препарирование эмали с помощью химических веществ предполагает нанесение на ее поверхность составов, содержащих кислоту.
    • Воздушно-абразивная обработка эмали заключается в подаче под напором смеси, состоящей из воздуха и абразивного порошка.
    1. Снятие слепка с зубов. Делается с целью получения гипсовой модели, по которой будет изготавливаться винир.

      На его изготовление требуется от 1 до 2 недель в зависимости от возможностей зубопротезной мастерской. Чтобы избавить пациента от психологического дискомфорта, на это время на зубы устанавливаются временные композитные накладки.

    Этапы восстановления

    Полевошпатные виниры изготавливаются по технологии послойного спекания путем ручного нанесения керамической смеси на огнеупорный штамп или платиновую фольгу, обжатую на модели зуба.

    Огнеупорный штамп получают дублировкой силиконом гипсовой модели. Полученную силиконовую кювету заполняют фосфатным огнеупорным материалом, который после обжига превращается в штамп для изготовления винира.

    Каркас для изготовления винира из платиновой фольги получают с предварительно отожженного материала толщиной 25-30 мкм. Вырезанный фрагмент фольги обжимают вокруг модели зуба, получая, таким образом, каркас для изготовления винира.

    При нанесении керамической массы на штамп первый (опаковый) слой делают толщиной 0,5-0,6 мм. Конденсацию осуществляют рифленым инструментом. Влагу, образующуюся в результате конденсации, убирают фильтровальной бумагой. Затем производится обжиг керамики и нанесение эмалевого слоя с вторичным обжигом.

    Вообще, технология нанесения керамической массы и ее обжига очень сложна, имеет много нюансов, и должна выполняться в полном соответствии с инструкцией к материалу. Именно она определяет дороговизну керамических виниров.

    Зато, получающееся в результате изделие полностью имитирует цветовые параметры здорового натурального зуба, обладает большой цветоустойчивостью, стойко к истиранию. Хотя его прочность до фиксации клеем является небольшой, и требует осторожного обращения с тончайшей пластинкой.

    При полной готовности виниров пациент приглашается в клинику, где в течение получаса-часа его ротовая полость совершенно преображается. Перед установкой винира проводится дополнительное препарирование зуба (выполнение бором канавки по его периметру) и обезжиривание эмали.

    Фиксация виниров осуществляется на специальный клей. Вначале наносится более жидкий бонд – для обеспечения проникновения в микроструктуру зуба – затем более густой.

    Толщина слоя, последовательность нанесения клея, время полимеризации с помощью света и прочие нюансы виниринга определяются инструкцией к конкретному материалу.

    В видео представлена техника изготовления полевошватных виниров.

    Сроки эксплуатации

    Средний срок службы керамических виниров составляет около 10 лет. В зависимости от условий эксплуатации зубов он может достигать 20-ти лет или снижаться до 5-8-ми. Продлить жизнь виниров можно, придерживаясь следующих правил:

    1. Соблюдать правильную гигиену ротовой полости. Это означает двухразовую чистку зубов в течение дня, использование флосса, полоскание ротовой полости антисептическими растворами.
    2. Не использовать зубы для раскалывания орехов, жевания карандашей и ручек, обкусывания ногтей.
    3. Отказаться от продуктов, содержащих красящие и химически-агрессивные (кислые) вещества.
    4. При бруксизме желательно использовать, надеваемую на ночь защитную капу.
    5. Посещать в несколько раз в год стоматолога для выявления и лечения кариеса и других зубных заболеваний.

    Стоимость услуги

    Несмотря на кажущуюся простоту виниров, их изготовление и установка – очень сложная процедура, требующая от стоматолога владения филигранной техникой.

    Тонкая, высокопрофессиональная работа, требующая к тому же использования высокотехнологичного оборудования, не может стоить дешево. Поэтому методику при всем желании нельзя отнести к дешевым операциям.

    На цену виниров влияет и используемый материал. Однако если говорить о керамических изделиях, то материал, из которого они изготовлены, влияет на финансовые траты пациента гораздо меньше, чем работа по их изготовлению.

    Стоимость установки полевошпатных виниров варьируется в зависимости от региона и уровня стоматологической клиники и составляет от 15000 до 25000 руб.

    При этом нужно иметь в виду, что под названием «полевошпатный» в прайсах клиник может скрываться материал, имеющий в своем составе кроме полевого шпата еще различные добавки, повышающие эксплуатационные свойства изделий. В частности, виниры E.MAX представляют собой изделия из материала с добавками дисиликата лития. Стоимость их установки составляет около 16000 руб.

    Отзывы

    В России виниры еще не получили такого широкого распространения, как коронки. Отчасти это объясняется тем, что эти минипротезы представляют собой чисто эстетический элемент в отличие от коронок, которые способны нести жевательную нагрузку.

    Источник: http://www.vash-dentist.ru/protezirovanie/nesemnyie-p/viniryi-np/chto-takoe-polevoshpatnyie.html