СУГ на заправке что это?

Содержание

Самые важные факты о свойствах СУГ

СУГ на заправке что это?

Утверждения об отличных характеристиках топливных смесей обычно слишком общие и малоинформативные. Мы восполняем недостаток информации – в этой статье приведены фактические данные о сжиженных углеводородных газах (СУГ). Они будут полезны всем, кто уже использует такое топливо или только планирует автономную газификацию своего дома (коммерческого объекта).

Что такое СУГ и в чем их главная особенность?

Под названием «сжиженные углеводородные газы» имеются в виду смеси низкомолекулярных углеводородов – пропана и бутана. Их основное отличие состоит в легком переходе из газообразной фазы в жидкую и наоборот:

  • В условиях нормального атмосферного давления и при обычной температуре окружающей среды компоненты смеси являются газами.
  • С незначительным увеличением давления (без снижения температуры) углеводороды СУГ превращаются в жидкости. При этом их объем резко уменьшается.

Такие свойства позволяют легко транспортировать и хранить СУГ. Ведь достаточно закачать смесь в закрытую емкость под давлением, чтобы она стала жидкой и получила небольшой объем. А перед эксплуатацией СУГ испаряется, и дальше его можно использовать точно так же, как обычный природный газ. При этом смесь бутана и пропана имеет более высокий коэффициент полезного действия. Удельная теплота сгорания сжиженного газа примерно на 25 % выше, чем природного.

Производят СУГ на газоперерабатывающих заводах из попутного нефтяного газа или конденсатной фракции природного газа. Во время переработки сырье разделяют на легкие и тяжелые фракции – этан, метан, газовый бензин и т.д. Две из них – пропан и бутан – дальше перерабатываются в сжиженный газ. Их очищают от примесей, смешивают в нужном соотношении, сжижают и транспортируют в хранилища или к потребителю.

Свойства составляющих СУГ – пропана и бутана

Оба газа являются низкомолекулярными предельными углеводородами:

  • Пропан (С3Н8). В линейную молекулу входят три атома углерода и восемь – водорода. Газ идеально подходит для применения в российских климатических условиях – его температура кипения составляет -42,1 °С. При этом до -35 °С пропан сохраняет высокую упругость паров. То есть, он хорошо испаряется естественным путем и транспортируется по наружному трубопроводу даже в самую суровую зиму. Чистый сжиженный пропан можно использовать в надземных газгольдерах и баллонах – сбоев в поступлении газа во время морозов не будет.
  • Бутан (С4Н10). Состоит из четырех атомов углерода и десяти атомов водорода. Молекула может быть линейной или разветвленной. Бутан имеет более высокую теплотворную способность, чем пропан, и дешевле стоит. Но у него есть серьезный недостаток. Температура кипения бутана – всего -0,5 °С. Это значит, что при малейшем морозе он будет оставаться в жидком состоянии. Естественное испарение бутана при температуре ниже -0,5 °С прекращается, и для получения газа приходится использовать дополнительный подогрев.

Из приведенной информации получаем важный вывод: температура сжиженной пропан-бутановой смеси в газгольдере или баллоне всегда должна быть положительной. Иначе бутан не будет испаряться и появятся проблемы с газоснабжением. Чтобы добиться нужной температуры, газгольдеры устанавливают подземно (здесь их подогревает геотермальное тепло). Другой вариант – оборудовать емкость электроподогревом (испарителем). Заправленные баллоны всегда держат в помещениях.

От чего зависит качество СУГ?

Итак, сжиженный газ, поставляемый для систем автономной газификации, это всегда смесь. В официальных документах она проходит как СПБТ – смесь пропана и бутана технических. Кроме этих двух газов, в СУГ всегда есть небольшой объем примесей – воды, щелочей, непредельных углеводородов и т.д. Качество смеси зависит от соотношения в ней пропана и бутана, а также от количества и типа примесей:

  1. Чем больше в СПБТ пропана, тем лучше она будет испаряться в холодное время года. Правда, сжиженные газы с повышенной концентрацией пропановой составляющей дороже стоят, поэтому их обычно используют лишь в качестве зимнего топлива. В любом случае, в условиях российского климата нельзя использовать смесь с содержанием бутана более 60 %. Она будет испаряться только при наличии испарителя.
  2. Чем больше в СУГ примесей, тем хуже для газового оборудования. Непредельные углеводороды не сгорают полностью, а полимеризуются и коксуются. Их остатки загрязняют оборудование и резко сокращают срок его службы. Тяжелые фракции – вода и щелочи – также не идут на пользу технике. Многие вещества остаются в резервуаре и трубопроводах в виде неиспаряемого конденсата, который снижает эффективность системы. Кроме того, примеси не дают такого количества тепла, как пропан и бутан, поэтому их повышенная концентрация понижает КПД топлива.

Полезные факты о сжиженных газах

  • Пропан-бутановая смесь отлично смешивается с воздухом, равномерно горит и полностью сгорает, не оставляя на элементах оборудования сажи и нагара.
  • СУГ в газообразном состоянии тяжелее воздуха: пропан – в 1,5 раза, бутан – в 2 раза. При утечке смесь опускается вниз. Поэтому резервуары со сжиженным газом нельзя устанавливать над подвалами и колодцами. Зато подземный газгольдер абсолютно безопасен – даже при его повреждении газовая смесь уйдет в нижние слои грунта. Там она не сможет смешаться с воздухом и взорваться или загореться.
  • Жидкая фаза СУГ имеет очень высокий коэффициент теплового расширения (0,003 для пропана и 0,002 для бутана на каждый градус повышения температуры). Это примерно в 16 раз выше, чем у воды. Поэтому газгольдеры нельзя заправлять более чем на 85 %. Иначе при повышении температуры жидкая смесь может сильно расшириться и в лучшем случае занять весь объем резервуара. Тогда места для испарения просто не останется и газ в систему поступать не будет. В худших случаях чрезмерное расширение жидкой смеси приводит к разрывам газгольдеров, большим утечкам и образованию взрыво- и пожароопасных смесей с воздухом.
  • При испарении 1 л жидкой фазы СУГ образуется 250 л газа. Поэтому так опасны резервуары со сжиженной смесью, установленные внутри помещений. Даже при незначительной утечке жидкой фазы происходит ее моментальное испарение, и комната наполняется огромным количеством газа. Газо-воздушная смесь в этом случае быстро достигает взрывоопасного соотношения.
  • Испарение жидкой фазы на воздухе происходит очень быстро. Пролитый на кожу человека сжиженный газ вызывает обморожение.
  • Чистые пропан и бутан – газы без запаха. К ним специально добавляют сильно пахнущие вещества – одоранты. Как правило, это соединения серы, чаще всего – этилмеркаптан. Они имеют очень сильный и неприятный запах, который «сообщает» человеку об утечке газа.
  • Смесь обладает высокими теплотворными способностями. Так, при сжигании 1 куб. м газообразного пропана используется 24 куб. м воздуха, бутана – 31 куб. м воздуха. В результате сгорания 1 кг смеси выделяется в среднем 11,5 кВт·ч энергии.

Источник: http://GazSever.com/o-szhizhennom-gaze

Сжиженные углеводородные газы

СУГ на заправке что это?

Сжиженный углеводородный газ (СУГ) — это углеводороды или их смеси, которые при нормальном давлении и температуре окружающего воздуха находятся в газообразном состоянии, но при увеличении давления на относительно небольшую величину без изменения температуры переходят в жидкое состояние.

Сжиженные газы получают из попутных нефтяных газов, а также газоконденсатных месторождений. На перерабатывающих заводах из них извлекают этан, пропан, а также газовый бензин. Наибольшую ценность для отрасли газоснабжения имеют пропан и бутан. Их главное преимущество в том, что их легко хранить и перевозить в виде жидкости, а использовать в виде газа. Другими словами, для перевозки и хранения сжиженных газов используются плюсы жидкой фазы, а для сжигания — газообразной.

Сжиженный углеводородный газ получил широкое применение во многих странах мира, включая Россию, для нужд промышленности, жилищного и коммунально-бытового сектора, нефтехимических производств, а также в качестве автомобильного топлива.

Молекула пропана состоит из трех атомов углерода и восьми атомов водорода

Пропан

Для систем газоснабжения, эксплуатируемых в России, наиболее подходящим является технический пропан (C3H8), так как он имеет высокую упругость паров вплоть до минус 35°C (температура кипения пропана при атмосферном давлении — минус 42,1°C). Даже при низких температурах из баллона или газгольдера, наполненного пропаном, легко отбирать нужное количество паровой фазы в условиях естественного испарения. Это позволяет устанавливать газовые баллоны со сжиженным пропаном на улице зимой и отбирать паровую фазу при низких температурах.

Бутан

При сгорании молекулы бутана в реакцию вступают четыре атома углерода и десять атомов водорода, что объясняет его большую теплотворную способность по сравнению с пропаном

Бутан (C4H10) — более дешевый газ, но отличается от пропана низкой упругостью паров, поэтому применяется только при положительных температурах. Температура кипения бутана при атмосферном давлении — минус 0,5°C.

Температура газа в резервуарах системы автономного газоснабжения должна быть положительной, иначе испарение бутановой составляющей СУГ будет невозможно. Для обеспечения температуры газа выше 0°C используется геотермальное тепло: газгольдер для частного дома устанавливается подземно.

Смесь пропана и бутана

В коммунально-бытовой сфере используется смесь пропана и бутана технических (СПБТ), в быту называемая пропан-бутаном. При содержании бутана в СПБТ свыше 60% бесперебойная работа резервуарных установок в климатических условия России невозможна. В таких случаях для принудительного перевода жидкой фазы в паровую применяются испарители СУГ.

Особенности и свойства СУГ

Свойства сжиженных газов влияют на меры безопасности, а также конструктивные и технические особенности оборудования, в котором они хранятся, перевозятся и используются.

Отличительные особенности сжиженных газов:

  • высокая упругость паров;
  • не имеют запаха. Для своевременного выявления утечек сжиженным газам придают специфический запах — производят одоризацию этилмер-каптаном (C2H5SH);
  • невысокие температуры и пределы воспламеняемости. Температура воспламенения бутана — 430°C, пропана — 504°C. Нижний предел воспламеняемости пропана — 2,3%, бутана — 1,9%;
  • пропан, бутан и их смеси тяжелее воздуха. В случае утечки сжиженный газ может скапливаться в колодцах или подвалах. Запрещается устанавливать оборудование, работающее на сжиженном газе, в помещениях подвального типа;
  • переход в жидкую фазу при увеличении давления или уменьшении температуры;
  • высокая теплотворная способность. Для сжигания СУГ необходимо большое количество воздуха (для сжигания 1 м³ газовой фазы пропана необходимо 24 м³ воздуха, а бутана — 31 м³ воздуха);
  • большой коэффициент объемного расширения жидкой фазы (коэффициент объемного расширения жидкой фазы пропана в 16 раз больше, чем у воды). Баллоны и резервуары заполняются не более чем на 85% геометрического объема. Заполнение более чем на 85% может привести к их разрыву, последующему быстрому истечению и испарению газа, а также воспламенению смеси с воздухом;
  • в результате испарения 1 кг жидкой фазы СУГ при н. у. получается 450 литров паровой фазы. Другими словами, 1 м³ паровой фазы пропан-бутановой смеси имеет массу 2,2 кг;
  • при сгорании 1 кг пропан-бутановой смеси выделяется около 11,5 кВт×ч тепловой энергии;
  • сжиженный газ интенсивно испаряется и, попадая на кожу человека, вызывает обморожение.

Зависимость давления насыщенных паров пропан-бутановой смеси от температуры

Зависимость давления насыщенных паров пропан-бутановой смеси от температуры

Зависимость плотности пропан-бутановой смеси от ее состава и температуры

Таблица плотностей сжиженной пропан-бутановой смеси (в т/м³) в зависимости от ее состава и температуры

T, °C −25 −20 −15 −10 −5 0 5 10 15 20 25 P/B, % 100/0

90/10

80/20

70/30

60/40

50/50

40/60

30/70

20/80

10/90

0/100

0,559 0,553 0,548 0,542 0,535 0,528 0,521 0,514 0,507 0,499 0,490
0,565 0,559 0,554 0,548 0,542 0,535 0,528 0,521 0,514 0,506 0,498
0,571 0,565 0,561 0,555 0,548 0,541 0,535 0,528 0,521 0,514 0,505
0,577 0,572 0,567 0,561 0,555 0,548 0,542 0,535 0,529 0,521 0,513
0,583 0,577 0,572 0,567 0,561 0,555 0,549 0,542 0,536 0,529 0,521
0,589 0,584 0,579 0,574 0,568 0,564 0,556 0,549 0,543 0,536 0,529
0,595 0,590 0,586 0,579 0,575 0,568 0,562 0,555 0,550 0,543 0,536
0,601 0,596 0,592 0,586 0,581 0,575 0,569 0,562 0,557 0,551 0,544
0,607 0,603 0,598 0,592 0,588 0,582 0,576 0,569 0,565 0,558 0,552
0,613 0,609 0,605 0,599 0,594 0,588 0,583 0,576 0,572 0,566 0,559
0,619 0,615 0,611 0,605 0,601 0,595 0,590 0,583 0,579 0,573 0,567

T — температура газовой смеси (среднесуточная температура воздуха); P/B — соотношение пропана и бутана в смеси, %

Источник: https://gazovoz.com/poleznaja-informacija/sug

Сжиженный углеводородный газ — классификация, свойства и технологические преимущества

СУГ на заправке что это?

На постсоветском пространстве термин «СУГ» обычно вызывает ассоциацию с пропаном-бутаном и его применением в качестве топлива для автономных систем газификации объектов. Однако в действительности сжиженный углеводородный газ — это куда более широкая линейка углеводородов, к которой помимо пропана и бутана можно отнести метан, этилен, изобутан и их смеси.

Терминология СУГ

В мировой практике сжиженный пропан-бутан принято называть нефтяным газом (СНГ), поскольку данные углеводороды являются побочными продуктами в процессе переработке нефти. В России к СНГ также принято относить легкое углеводородное сырье, вроде фракций бутилена и пропилена. Отдельную классификацию имеет жидкий природный газ. Его сокращенно называют СПГ или сжиженный метан, так как основу природного газа составляет СН4.

Несмотря на такое разделение, в государственной документации и стандартизации в основном применяется одно название — «Сжиженные углеводородные газы», под которое попадает как СНГ, так и СПГ. Хотя с учетом развития отрасли производства и сбыта сжиженного природного газа не исключено, что в скором будущем будут разработаны отдельные стандартны для хранения, транспортировки и эксплуатации СПГ.

В целом, основываясь на анализе химического состава, к СУГ корректно относить все продукты с углеводородной основой, начиная от синтетического жидкого топлива, этилена, изобутана и заканчивая популярной смесью пропана и бутана. Кстати, зачем смешивают данные компоненты, можно прочитать здесь.

Свойства и способности сжиженных пропана, бутана и метана

Основное отличие СУГ от других видов топлива заключается в способности быстро менять свое состояние из жидкого в газообразное и обратно при определенных внешних условиях. К этим условиям относятся температура окружающей среды, внутреннее давление в резервуаре и объем вещества. Например, бутан сжижается при давлении 1,6 МПа, если температура воздуха равна 20 ºС. В то же время, температура его кипения всего -1 ºС, поэтому при серьезном морозе он будет сохранять жидкое состояние, даже если открыть вентиль баллона.

Читайте также  Hdmi 1 arc что это?

Пропан имеет более высокую энергоемкость, чем бутан. Температура его кипения равняется -42 ºС, поэтому даже в суровых климатических условиях он сохраняет способность к быстрому газообразованию.

Еще ниже температура кипения у метана. Он переходит в жидкое состояние при -160 ºС. Для бытовых условий СПГ практически не применяется, однако для импорта или транспортировки на серьезные расстояния способность природного газа сжижаться при определенной температуре и давлении имеют весомое значение.

транспортировка танкером

Любой сжиженный углеводородный газ отличается высоким коэффициентом расширения. Так, в заполненном 50-литровом баллоне содержится 21 кг жидкого пропана-бутана. При испарении всей «жидкости» образуется 11 кубометров газообразного вещества, что эквивалентно 240 Мкал. Поэтому такой вид топлива считается одним из самых эффективных и экономически выгодных для систем автономного отопления. Больше об этом можно прочитать здесь.

При эксплуатации углеводородных газов необходимо учитывать их медленную диффузию в атмосферу, а также низкие пределы воспламеняемости и взрывчатости при контакте с воздухом. Поэтому с такими веществами нужно уметь правильно обращаться, учитывая их свойства и специальные требования безопасности.

Таблица свойств

Сжиженный углеводородный газ — чем он лучше других видов топлива

Индустрия применения СУГ достаточно широка, что обусловлено его теплофизическими характеристиками и эксплуатационными преимуществами по сравнению с другими видами топлива.

  • Транспортировка. Основная проблема доставки обычного газа в населенные пункты заключается в необходимости прокладки газовой магистрали, длина которой может достигать нескольких тысяч километров. Для транспортировки сжиженного пропан-бутана не требуется постройка сложных коммуникация. Для этого используются обычные баллоны или другие резервуары, которые перевозятся с помощью автомобильного, железнодорожного или морского транспорта на любые расстояния. Учитывая высокую энергоэффективность данного продукта (на одном баллоне СПБ можно месяц готовить еду для семьи), выгода очевидна.
  • Произведенные ресурсы. Цели применения сжиженных углеводородов аналогичны целям применения магистрального газа. К ним относятся: газификация частных объектов и населенных пунктов, производство электроэнергии посредством газогенераторов, эксплуатация двигателей транспортных средств, производство продуктов химической промышленности.
  • Высокая теплотворная способность. Жидкие пропан, бутан и метан очень быстро преобразуются в газообразное вещество, при сгорании которого выделяется большое количество тепла. Для бутана — 10,8 Мкал/кг, для пропана — 10,9 Мкал/кг, для метана — 11,9 Мкал/кг. Коэффициент полезного действия теплового оборудования, которое работает на СУГ, значительно выше КПД приборов, принимающих в качестве сырья твердотопливные материалы.
  • Простота регулировки. Подача сырья к потребителю может регулироваться как в ручном, так и в автоматическом режимах. Для этого существует целый комплекс приборов, отвечающих за регулировку и безопасность эксплуатации сжиженного газа.
  • Высокое октановое число. СПБ имеет октановое 120, что делает его более эффективным сырьем для двигателей внутреннего сгорания, чем бензин. При использовании пропана-бутана в качестве моторного топлива повышается межремонтный период для двигателя и сокращается расход смазочных материалов.
  • Сокращение расходов при газификации населенных пунктов. Очень часто СУГ применяют для устранения пиковой нагрузки на магистральные газораспределительные системы. Более того, выгоднее установить для удаленного населенного пункта автономную систему газификации, чем тянуть сеть трубопроводов. По сравнению с прокладкой сетевого газа удельные капиталовложения уменьшаются в 2-3 раза. Кстати, больше информации можно найти здесь, в разделе об автономной газификации частных объектов.

Подводя итоги статьи, можно сделать вывод, что сжиженные углеводороды обладают широким набором полезных свойств, что сделало их достаточно популярным продуктом во многих сферах промышленности. Для бытовых нужд пропан-бутан и вовсе является незаменимым сырьем, поскольку позволяет готовить пищу и обогревать жилье даже в самых отдаленных районах. Тем более что заказать его доставку совсем не сложно. Достаточно перейти по этой ссылке и выбрать необходимый продукт.

Источник: http://xn--80affkvlgiu5a.xn--p1ai/szhizhennyy-uglevodorodnyy-gaz/

Как правильно заправить газгольдер

СУГ на заправке что это?

Как правильно заправить газгольдер Details Still : 16 Декабрь 2019 Создано: 16 Декабрь 2019 22 Июль 2020 Details Создано: Понедельник, 16 Декабрь 2019 12:19 Среда, 22 Июль 2020 17:13 : Понедельник, 16 Декабрь 2019 12:19 Still

Резервуары для сжиженных газов, представленные в каталоге НПО «СпецНефтеМаш», не только имеют разные форму и оснащение, но и отличаются по объему. Он и определяет частоту заправки газгольдера для СУГ. Вторым значимым фактором является интенсивность расходования материала.

Как часто заправлять газгольдеры разных объемов с учетом расхода материала? Что учесть при планировании очередной закачки? Как подготовить газгольдер для СУГ? Разберем ответы на популярные вопросы пользователей емкостей.

График

В среднем частота заправки газгольдера колеблется в пределах от одного до трех раз в год. Важный момент: дожидаться полного исчерпания газа не стоит во избежание поломки оборудования, которым оснащается система. Оптимальное время – на уровне заполнения 25–30% от общей вместимости.

Имеет значение и выбор времени.

  1. Резервуары со сроком использования от года и более (промышленный сектор потребителей) рекомендуется пополнять в периоды сниженного потребления – с февраля по июль. Такой подход позволит сэкономить, но требует ответственного выбора поставщика топлива. Здесь надо понимать, что качество закачиваемой смеси может в разных сезонах отличаться (в части соотношения в смеси пропана и бутана).
  2. В частном секторе (газгольдеры для домов и коттеджей постоянного проживания) оптимальное время – перед началом отопительного сезона (октябрь – ноябрь) или в конце зимы. В эти периоды распространены продажи так называемого зимнего газа, которому свойственна высокая степень испаряемости углеводородов.
  3. Газгольдеры для СУГ, обслуживающие дачные поселки и жилые комплексы с домами сезонного проживания, обычно пополняют летом. Здесь газ расходуется преимущественно плитами и бойлерами (котлами, другими водонагревателями), формировать его запас в зимнее время с учетом разных формул «зимних» и «летних» смесей не целесообразно.

Подготовка резервуара к заправке

Зона ответственности потребителя в практике подготовки к заправке сводится к 2 пунктам. Первый: вызвать службу, оказывающую соответствующие услуги. Второй: обеспечить доступ к оборудованию.

Что надо знать о том, как заправляют газгольдер, неспециалисту:

  • доставка осуществляется спецтранспортом;
  • машина обслуживающей компании оборудуется автономными газовыми счетчиками (они показывают, сколько топлива залито в газгольдер для хранения СУГ);
  • показания счетчика снимаются до начала заправки и по ее завершении (контроль объема);
  • система принудительной закачки сжиженного газа работает от электричества (обычно машины оснащаются автономными источниками питания, но иногда может потребоваться и подключение по месту, в последнем случае представители службы заранее предупреждают пользователя, что на участке работ, где заправляют газгольдер, должен быть доступ к электроэнергии).

Что надо знать о заправке газгольдера для СУГ

Любые работы с газовыми смесями требуют соблюдения ряда требований техники безопасности. Основные правила заправки газгольдера сводятся к 8 пунктам.

  1. Резервуар не заполняется на 100%. Максимальный объем – из расчета заправки газгольдера на 85% от его емкости. Если его превысить, давление может увеличиться до критического уровня, что приведет к серьезной аварии.
  2. Ночные и вечерние работы исключены. Только утро или день.
  3. Заправка газгольдера для СУГ не может проводиться в одиночку. Минимум 2 человека.
  4. Для фиксации машины, на которой доставляется топливо, когда заправляют газгольдер, используют строго деревянные «башмаки». Металлические подпорки применять ни в коем случае нельзя.
  5. Открывать заглушки и подключать заправочный шланг разрешено только при выключенном моторе автомобиля.
  6. Для закрепления сливной трубки к наконечнику используют специальный хомут. Любые альтернативы запрещены (недопустимо пользоваться резиновыми трубками, веревками, проволокой и другими подручными средствами).
  7. Стоит обратить внимание не только на качество оснащения обслуживающей бригады, но и на ее одежду, СИЗ. Работы с заправкой газгольдера газом должны проводить специалисты в полном снаряжении.
  8. Сбрасывать газ из резервуара в атмосферу нельзя. Это приведет к резкому перепаду давления и может спровоцировать опасную ситуацию.

Осуществляя грамотный контроль над действиями специалистов, вы сформируете дополнительный уровень безопасности работ. Здесь нет места стеснению: исполнители обязаны гарантировать не только высокое качество самих работ, но и безопасную эксплуатацию оборудования во время/после обслуживания.

Какой газ используют

Каким газом заправляют газгольдер? Это один из самых распространенных вопросов в сфере потребления. Спрашивали – отвечаем: в большинстве случаев здесь используется пропан-бутан. Такая смесь оптимально подходит для закрытия большинства потребностей – частных и промышленных.

https://www.youtube.com/watch?v=KMOwxaSJr_8

Ее качество (КПД) у разных поставщиков отличается. Ключевая характеристика топлива – концентрация основных элементов. Она указывается в сопровождающих документах, которые поставщик обязан предоставить пользователю по требованию.

Срок службы газгольдера

Жизненный цикл резервуаров для хранения сжиженного газа напрямую зависит от качества его исполнения и правильной эксплуатации при потреблении топлива. Паспортный срок службы резервуаров производства НПО «СпецНефтеМаш» составляет 20 лет. При соблюдении ряда правил по обслуживанию (в план которого входит и газовая заправка газгольдера) этот период можно увеличить до 40–60 лет. Факторы, которые более всего влияют на показатель:

  • эксплуатация;
  • соблюдение требований по регулярному сервису;
  • состав и качество сервисных работ;
  • исполнение самой емкости и ее оснащения;
  • состав закачиваемого газа.

Для долговечной работы установки рекомендуется как минимум дважды в год проводить диагностический осмотр (визуальный). Дефекты, обнаруженные в процессе, следует немедленно устранять перед дальнейшим потреблением газа. Капремонт газгольдеров для СУГ проводится 1 раз в 10 лет. 1 раз в 5 лет требуется менять протекторы химической защиты.

Монтаж и регулировка – ключевые условия долговечной службы газгольдера для СУГ – требуют участия квалифицированных специалистов с большим опытом. То же касается процесса заправки газгольдера – ее можно поручать только проверенным исполнителям.

Источник: https://snmash.ru/articles/223-kak-pravil-no-zapravit-gazgol-der.html

Может ли СПГ стать альтернативой дизельному топливу? (Часть 1)

СУГ на заправке что это?

Владимир Чехута
Фото автора, Айдара Алеева, Роберта Яблонского, ресурса che360.com и компаний-производителей

Обществу приходится признать, что коммерческому автотранспорту требуется более чистое альтернативное топливо. Конечно, все уже наслышаны про электрический привод – он очень актуален, моден, но далеко не везде востребован. Немногие регионы готовы перейти на электротягу.

К тому же в мировом автопроме не сформировались альтернативные экологически чистые решения для тяжеловозов и магистральных автопоездов. Всё упирается в запредельную цену дорогущих аккумуляторов, их огромный вес, безопасное использование и длительность процесса зарядки АКБ (см. «Транзит передовых технологий»).

Причём это касается и водорода (см. «Революция Николая Первого»).

Пока поиск оптимального решения продолжается, сжиженный природный газ (СПГ), становится самым перспективным из всех доступных альтернативных видов автомобильного топлива. Природный газ обладает огромным потенциалом и у него большая плотность энергии, сопоставимая с дизелем. Октановое число газа более сотни, что недостижимо для нефтяных источников питания. Такое вредное явление, как детонация, на двигателе, работающем на газе, сведено к минимуму.

При работе на газе образуется меньше нагара в камерах сгорания, а отработавшие газы содержат гораздо меньше вредных веществ, чем жидкие виды топлива. Газ легко смешивается с воздухом и равномерно наполняет цилиндры однородной смесью. Конструкция транспортного средства и его моторно-трансмиссионное отделение изменяются не столь значительно. Экологи даже довольны: вредное воздействие ОГ в сравнении с дизелем значительно ниже, особенно в объёме СО2.

Кпг – не панацея

Наряду с пропан-бутановыми смесями в последнее время ведутся работы с метаном. Низкая стоимость компримированного метана обусловлена его неисчерпаемыми залежами в России. Причём метан не требует больших затрат на переработку и его энергоотдача выше на 28%, чем пропан-бутановой смеси.

Метан не токсичен, не опасен для здоровья человека, не образовывает взрывоопасную концентрацию, поскольку в 2 раза легче воздуха, а температура возгорания равна 600 °С. При утечке он бесследно улетучивается.

КПГ – CNG (Compressed Natural Gas)
сжатый (компримированный) природный газ (метан): газообразные углеводороды, образующиеся в земной коре.

СПГ – LNG (Liquified Natural Gas)
сжиженный природный газ добываемый на газовых месторождениях. Получается при охлаждении природного газа до температуры –162 °C, благодаря чему его объём уменьшается в 600 раз.

СУГ – LPG (Liquified Petroleum Gas)
сжиженный попутный углеводородный газ (пропан-бутан) получаемый при добыче и переработке нефти. В жидкое состояние переводят при охлаждении до критической температуры и последующей конденсации в результате отвода теплоты парообразования.

СНГ или биогаз – SNG (Synthetic natural gas)
синтезированный нефтяной (природный, попутный) газ метан полученный из угля (CTG – coal-to-gas), нефти или биомассы (Substitute Natural Gas).

Метан в отличие от бензина не смывает масляную плёнку со стенок цилиндров, не содержит вредных примесей, негативно влияющих на детали камеры сгорания, сжигается практически полностью, не образуя нагара на поршнях, клапанах и свечах зажигания. Кроме того, он не вызывает коррозию металлов, не оставляет отложений в топливной системе, чем увеличивает срок службы двигателя в 1,5–2 раза.

КПГ послужила палочкой-выручалочкой в СНГ для целого сектора локальных перевозок (такси, автобусы, развозные грузовики), но дальнейшее продвижение на дальнемагистральных перевозках тормозится. И вот почему…

Первая проблема в хранении: дополнительные газовые сосуды съедают пространство за кабиной и на раме тягача. В баллонах, изготовленных из полимерных материалов, под высоким давлением (200–250 атм) хранится лишь незначительный объём газа и стандартный запас хода с одной заправки редко превышает 500 км. В качестве полумеры долгое время продвигалась концепция газодизельного и газобензинового транспорта и этот паллиатив до сих пор широко используется.

Холодный расчёт на СПГ

Технология сжижения природного газа предусматривает охлаждение его до очень низких температур, при которых газ переходит в жидкое состояние (LNG) и значительно уменьшается в объёме. Это означает, что автомобиль не надо оборудовать множеством газовых баллонов, ему достаточно иметь один или два криогенных топливных бака, предназначенных для хранения СПГ. Но этого объёма топлива автопоезду уже хватает для осуществления региональных и даже магистральных перевозок на значительные расстояния. То есть движение на СПГ вполне можно рассматривать, как полноценную альтернативу дизелю на маршрутах длиной в 300–1000 км с одной заправки.

Газовые СПГ-грузовики имеют два основных преимущества, и в качестве примера принято ставить в пример опыт КНР, где сейчас сконцентрирован самый большой парк автотранспорта в мире.

В Китае, где применение СПГ в коммерческих автомобилях в последнее время очень распространилось, отмечают, что литр дизеля сейчас обходится в 7,57 юаней (73,5 руб.), в то время, как один килограмм СПГ стоит всего 4,2 юаня (40,8 руб.). В пересчёте это означает, что автоперевозчики, эксплуатирующие газовые автомобили получают экономию в размере 0,45–0,7 юаня (4,3–6,8 руб.) на каждом километре пути.

Выпуск коммерческих грузовиков в Китае в 2017 и 2018 гг., включая шасси

2017 г. 2018 г. Всего грузовиков (кроме пикапов и SUV) 2 587 741 2 794 127
   дизельные 527 247 418 914
   электротягачи 321 95
   газовые 57 625 51 274
   дизельные 560 527 629 172
   бензиновые 10
   электрические 184 1374
   газовые 3750 11 536
   дизельные 232 425 171 589
   бензиновые 5 65
   электрические 1426 385
   топливные элементы 39
   газовые 157 495
   дизельные 1 381 399 1 391 515
   бензиновые 306 250 442 426
   гибридные 157 1044
   электрические 50 377 42 589
   газовые 127 178
   дизельные 60 418 20 462
   бензиновые 493 023 576 231
   электрические 7270 31 338

Выхлопы газовых грузовиков и автобусов наносят намного меньший вред окружающей среде. Выполнение экологических норм Euro 5 у СПГ-транспорта вообще обходится без громоздкой системы нейтрализации и раствора мочевины. А количество СО2 в выхлопе значительно ниже, чем у дизельного двигателя.

Кроме двух главных преимуществ, есть ещё и второстепенные:

  • жидкое газовое топливо невозможно украсть;
  • зимой не нужно беспокоиться об СПГ, оно никогда не замёрзнет.

Среди мировых лидеров по числу газобаллонных автомобилей лидируют Китай (5,3 млн автомобилей), Пакистан (3,1 млн), Индия и Иран (по 4 млн). Львиная доля (60–70%) приходится на легковой транспорт.

Читайте также  Арт винил что это такое?

Чтобы понять, сколько в Китае экологически чистого коммерческого транспорта и какова его перспектива, достаточно привести свежую статистику производства. Доля газомоторной коммерческой техники в 2018 году достигла 3,27% для грузовиков и 3,22% для автобусов. Разбиение по классам, видам топлива и используемой тяги даёт богатую пищу для размышлений и о перспективе электрогрузовиков и электробусов, выпуск которых составляет 2,71% и 14%, соответственно.

Выпуск автобусов в Китае в 2017 и 2018 гг., включая шасси

2017 г. 2018 г. Всего автобусов 526 049 454 423
   дизельные 33 333 30 348
   бензиновые 38 73
   гибридные 1
   гибридные PHEV 9188 4540
   электробусы 43 371 41 114
   топливные элементы 1 175
   газовые 7339 8495
   дизельные 38 980 25 406
   бензиновые 4736 5428
   гибридные 3163 3661
   гибридные PHEV 35 283 34 405
   электробусы 31 240
   газовые 2922 3542
   дизельные 252 632 230 543
   бензиновые 66 316 54 030
   гибридные 61 3
   гибридные PHEV 299 1 472
   электробусы 26 837 22 972
   топливные элементы 98 390
   газовые 1 421 24 912

Несладкие контраргументы

Аксиома: успешная реализация любой затратной модели развития упирается в его масштабируемость в бизнесе. Т.е. предпринимателям для снижения рисков важно найти как можно больше потребителей и сделать технологию доступной и популярной. Перевод автотранспорта на газ при государственной поддержке необходим, но этот вид топлива не только в КНР, но и России не так распространён. АЗС с соляркой есть везде, а заправка КПГ и СПГ остаётся явлением редким.

Поэтому, во-первых, владельцу газового ТС обязательно нужно планировать новый маршрут очень тщательно.

Во-вторых, стоимость СПГ-автомобиля значительно выше дизельного аналога: сложнее конструкция и применяются оригинальные узлы, дорогие сосуды Дюара. Учитывая экономию при эксплуатации, можно сказать, что эта надбавка отобьётся, но для этого потребуется примерно от 2 до 3 лет стабильной работы. То есть эксплуатантам, работающим на случайных халтурах, газовый двигатель окажется в тяжесть.

В-третьих, неприятным моментом может стать сезонное колебание цены на СПГ, особенно в зимний период. При наступлении морозов спрос на газ растёт, и продавцы СПГ во всех странах мира не гнушаются заработать лишнюю копейку, цент или юань. Об этом расскажу далее.

В-четвёртых, снаряжённая масса газового грузовика выше дизельного. Изменения не столь большие, но газовая аппаратура и большая ёмкость для хранения топлива, которую стараются заполнить под завязку, добавляет машине несколько сотен килограммов, которые в общем-то не стоит недооценивать, если на трассе имеется весовой контроль.

В-пятых, техническое обслуживание вызывает затруднения. Мастерских и специалистов по ремонту и обслуживанию дизельных грузовиков много. Здесь проблем нет вообще. С СПГ так не получается. Небольшие мастерские и магазины запчастей, которые можно встретить на дорогах, зачастую не в состоянии помочь водителю газовой машины. У них просто нет соответствующих знаний и опыта. И они, как правило, отказываются от обслуживания СПГ транспорта.

Чтобы склониться к приобретению грузовика с СПГ, необходимо понять, получится ли выполнить все конкретные условия?

Первое – должны быть оговорены стабильные (фиксированные) маршруты, чтобы была возможность заезда на недорогую газовую заправку. Второе – это загрузка газового транспортного средства. Годовой пробег должен превышать 120–150 тыс. км, только в этом случае экономия на топливе станет оправданной с точки зрения покупки более дорого СПГ грузовика. Третье, хозяева транспортного бизнеса должны быть предприимчивы, образованны и терпеливы. Разница между газовым автомобилем и дизельным довольна существенна, поэтому зарабатывать здесь смогут не все.

Отдельная проблема: сжиженный метан в России для автотранспорта практически не встречается, если не считать мобильных станций типа модели AF-1814-07 на шасси КАМАЗ 65201 К4140.

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/24309-mojet-li-spg-stat-alternativoy-dizelnomu-toplivu-ch-1/

Зимний и летний газ: основные отличия топлива, какой газ лучше для газгольдера?

СУГ на заправке что это?

Автономная газификация отличается практичностью и экономичностью использования голубого топлива. Но для заправки газгольдеров на рынке предлагается зимний и летний газ, которые существенно различаются в цене.

Согласитесь, сэкономить хочется каждому из нас. Но стоит ли это делать в случае с газгольдерным горючим? Далее мы подробно разберем – насколько хорош дешевый СУГ, в чем его особенности и как он будет себя вести зимой.

Марки газового топлива для газгольдера

Самое главное – следует однозначно различать газ магистральный и газгольдерный. Оба варианта используются как для отопления, так и готовки на плите. Однако это принципиально разные газовые составы. В случае с трубой мы имеем дело с метаном CH4, а из газгольдера поступает смесь пропана C3H8 и бутана C4H10. О втором типе «голубого» горючего далее и пойдет речь.

Газгольдер заправляется сжиженными углеводородными газами (СУГ), которые потом сначала из жидкой фазы переходят в паровую, а затем уже используются в качестве топлива для котлов и варочных печей

В газгольдер заливается пропан-бутановая смесь с небольшим объемом примесей. Метан в данном случае не используется, так как сжижать его для применения в автономном газоснабжении слишком дорого. Чтобы получить сжиженный природный газ, метановую фракцию требуется охладить до -160 °С. Делается это на специальных заводах, стоит немалых денег и применяется лишь для перевозки СПГ на большие расстояния в больших объемах.

Сжижение пропана с бутаном более дешевая операция. Для этого охлаждать их требуется до гораздо меньших температур, нежели метан. Плюс хранить СУГ можно длительное время в простом газовом баллоне или газгольдере без проведения особых мероприятий. Поэтому-то пропан-бутановую смесь и принято использовать в автономном газоснабжении частных домовладений, а также в качестве топлива для автомобилей.

ГОСТом регламентирует использование СУГ в виде:

  • ПТ – пропана технического;
  • БТ – бутана технического;
  • СПБТ – смеси пропана и бутана технических.

Применение этих марок в каждом конкретном случае зависит от климатических условий и типа газгольдера.

Помимо основных марок в продаже также встречается бутан-бутиленовая фракция (ББФ), представляющая собой разбавленную технической водой СПБТ

ББФ – это дешевый и низкокачественный газ с конденсатом. При его сжигании выделяется приблизительно на 10% меньше тепла, чем при использовании обычного СПБТ. Закачивать такое топливо в газгольдер и сжигать в котлах вполне допустимо. Однако его применение не самым лучшим образом сказывается на сроке службы газового оборудования, существенно снижая оный.

Отличие зимнего СУГ от летнего

Смесь пропана и бутана в газообразном состоянии хорошо перемешивается воздухом, что гарантирует ее равномерное горение и полное сгорание. При этом ГОСТом предусматривается плавающее соотношение долей C3H8 и C4H10 в СУГ. Отсюда и идет разделение сжиженного газа на летнюю и зимнюю марки.

Топливо в газгольдер закачивается в «жидкой фазе», а в дом для сжигания в котле или на плите потом оно поступает уже в виде «паровой фазы»

Переход СУГ из жидкого состояния в паровое происходит внутри газгольдера. При этом если бутан при нормальном давлении способен перейти из жидкости в газ при температурах только до -0,5 °С, то пропан до -42 °С. Если в сжиженном виде то или иное топливо охладится ниже данных показателей, то переход его в паровую фазу будет невозможен.

При морозе на улице в минус 10–20 °С бутан так и останется в виде жидкости. В результате он станет непригоден для использования в газовом котле отопления или нагрева воды для ГВС. Чем его меньше зимой в газгольдере, тем лучше.

В «зимнем» газе доля пропана достигает 80%, а в «летнем» его лишь около 50%. Бутан значительно дешевле, поэтому его стараются добавить в СУГ как можно больше. Однако без пропановой составляющей тоже обойтись сложно.

Пропан отвечает за давление в системе и стабильность перехода жидкая/паровая фаза. Если на зиму в газгольдер залить «летний» вариант СУГ, то в какой-то момент испарение сжиженной смеси прекратится. В результате котел останется без топлива, а дом без тепла.

Частично проблема замерзания СУГ решается закапыванием газгольдера ниже уровня промерзания грунта. Так тепло земли согревает газовую смесь внутри емкости до температур около нуля, обеспечивая ее стабильное испарение

Базовая разница между «летней» и «зимней» марками газгольдерного газа – соотношение пропана и бутана в СУГ. Чем больше первого, тем лучше в любое время года. Однако с увеличением пропановой доли растет также цена топлива.

Если газгольдер не закопан в соответствии с требованиями СНиПов в землю, а зимой температура воздуха опускается ниже нуля, то «летняя» смесь СУГ в нем обязательно перестанет переходить в паровую фазу. И тогда в самый неподходящий момент пропан полностью испарится и израсходуется, а бутан так и не станет газом.

Какой вариант лучше выбрать?

Чем больше бутана в СУГ, тем дешевле сжиженный газ для газгольдера. Но эффективность и стабильность работы газгольдерного оборудования напрямую зависит от содержащегося в пропан-бутановой смеси более дорогого пропана. Далеко не всегда дешевизна хороша. Желая сэкономить на топливе, можно в холода оказаться вовсе без отопления.

Если используется мобильный газгольдер без закапывания в землю, то к зиме летний СУГ в нем обязательно следует поменять на зимний, иначе можно остаться без газа для котла и варочной плиты

В случае с заглубленной ниже уровня промерзания газгольдерной емкостью ситуация не столь однозначна. В теплом регионе тепла земли обычно с лихвой хватает, чтобы обеспечить качественное испарение бутана даже при кратковременных морозах до -15 °С. В результате смысла тратиться на дорогостоящий зимний вариант СУГ нет никакого.

Вдобавок 50% пропана – это хороший запас на случай недолгих заморозков. В морозы будет тратиться он, а при потеплении в котел вновь пойдет бутан. Никаких проблем газовому оборудованию это не создаст.

Однако если дом с газгольдером расположен в холодном или очень холодном климатическом районе, то без использования топлива с повышенным содержанием пропана не обойтись. В таком регионе лучше еще по осени заранее осуществить заправку газовой емкости предназначенным специально для зимы газом. Экономить здесь не следует, иначе придется мерзнуть.

Также рекомендуем ознакомиться с правилами монтажа газгольдера на участке. Подробнее – переходите по ссылке.

Особенности заправки и забутанивание

По нормам газгольдер заправляется сжиженным газом не полностью, а на 85%. Оставшиеся 15% нужны для перехода жидкая/паровая фаза и создания внутри емкости давления. Если заполнять резервуар в течение года только летней смесью, то зимой бутана в виде жидкости накопится в ней под завязку. Тогда добавить новое топливо с пропаном будет просто невозможно, а имеющееся нельзя будет использовать по назначению.

С точки зрения заправки между летним и зимним газом разницы нет никакой – в обоих случаях используется одна и та же машина-газовоз и один и тот же газгольдер

Забутанивание газгольдера – серьезная проблема. Чтобы откачать образовавшийся “конденсат”, придется вызывать газовщиков. При этом деньги они за откачку возьмут немалые, а выкачанный бутан потом разбавят пропаном и зальют вновь кому-то в газгольдерную емкость. Для поставщика двойной навар, а для владельца системы автономного газоснабжения одни затраты. Лучше изначально не допускать подобной ситуации.

Чтобы избежать забутанивания, используется один из трех способов:

  1. К зиме по осени в газгольдер заливается «зимний» СУГ.
  2. Устанавливается специальный испаритель для принудительного перевода сжиженного бутана в газ.
  3. Газгольдер снаружи оборачивается обогревающим кабелем.

Чаще всего применяется первый способ. Но два вторых также исключать не стоит. Работа испарителя и обогревающего кабеля – это затраты электроэнергии. Зато если установлено и используется подобное оборудование, то можно без опаски на зиму заказывать дешевый «летний» газ.

Как не продешевить при покупке газа?

Разница в цене между летним и зимним газом порядка 30–40%. Дешевле всего он продается весной, а дороже всего – осенью. И сэкономить здесь конечно хочется, особенно если газгольдер вместительный. Однако если СУГ предлагается по стоимости за литр сильно ниже рынка в конкретном регионе, то стоит серьезно задуматься.

Однозначно указать какой газ лучше всего заливать в газгольдер на зиму невозможно, окончательное решение зависит от:

  • типа установленной емкости;
  • климата региона;
  • наличия/отсутствия дополнительного оборудования.

В одних ситуациях выгодней устанавливать принудительный испаритель для бутана и приобретать дешевый летний газ, а в других – делать выбор исключительно в пользу зимнего СУГ. Для каждого конкретного случая расчет затрат нужно делать индивидуально. Тем более, что цена сжиженного пропана в каждом регионе своя.

В газгольдеры по нормам следует заливать СУГ в виде СПБТ в зимнем либо летнем варианте, но нерадивый и особо ушлый поставщик может подсунуть сильно более дешевый аналог ББФ

Стоимость заправки газгольдера зависит от:

  • наполненности емкости;
  • удаленности населенного пункта;
  • сезонности и типа газа (летний либо зимний);
  • объема фактической закачки и размеров бочки заказанного газовоза.

Если вам на рынке попался поставщик с сильно заниженной ценой, то следует лишний раз подумать, насколько у него качественный газ. С одной стороны он способен подсунуть вместо зимнего СУГ летний, а с другой – вовсе залить в газгольдер некачественную смесь с конденсатом и примесями.

Покупать для газгольдера топливо следует лишь у проверенных временем продавцов. При проблемах замена емкости для сжиженного газа обойдется в круглую сумму. Излишняя экономия на горючем – потенциальные, а зачастую и неизбежные затраты на ремонт газового оборудования.

Выводы и полезное видео по теме

Рекомендации по заправке минигазгольдера:

Процесс откачки из газгольдерной емкости газа для ее ремонта:

Как обманывают при заправке газгольдера:

Летом зимний газ будет гореть без каких-либо проблем. А вот применение летнего СУГ зимой возможно далеко не всегда. Чтобы не встретить холода с низким давлением в газгольдере из-за замедленного парообразования, лучше всего его осенью заправлять сжиженным топливом с высоким содержанием пропана. Но если регион теплый или установлено специальное оборудование, то емкость вполне допустимо заполнять дешевой летней пропан-бутановой смесью круглый год.

Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, делитесь опытом и участвуйте в обсуждении этого материала. Блок для связи расположен под статьей.

Источник: https://sovet-ingenera.com/gaz/equip/zimniy-i-letniy-gaz.html

Правила заправки газгольдеров

СУГ на заправке что это?

Категории:Обслуживание резервуаров

Одной из востребованных услуг на рынке СУГ (сжиженный углеводородный газ) была и остается заправка газовых емкостей на коттеджах, дачах, предприятиях и АЗГС.

При этом нужно обязательно помнить, что заправка газгольдера — это ответственный процесс!

Особенности заправки газгольдеров

Прежде чем оформить заказ на поставку газа, необходимо проверить наличие права у специализированной организации на эксплуатацию и обслуживание взрывопожароопасных производственных объектов, включая доставку газа (пропан-бутана) и заправку газгольдеров сжиженным газом СУГ.

Стоимость литра газа с доставкой варьируется в зависимости от района доставки, удалённости объекта и от количества доставляемого газа.

Требования к газозаправочным машинам

Газовозы должны иметь оборудование и комплектующие для заправки:

насос – для быстрой заправки (слива топлива в газгольдер);счетчик – для определения точного количества литров;

сливной рукав (больше известен как шланг).

Газовозы могут перевозить до 20 м³ топлива. Но, как показывает практика, наибольшей востребованностью у населения пользуются газовозы, резервуар которых составляет 7 м³. Такая техника благодаря своим небольшим размерам даёт широкие возможности для манёвров: можно доставить топливо для заправки даже в такие места, где очень узкие проезды.

Для более качественного, эффективного и удобного проведения заправки у газовозов предусмотрены удлинённые шланги от 25 до 80 метров. Поэтому в том случае, если необходимо заправить газгольдер, находящийся на расстоянии более 25 метров от предполагаемой стоянки заправщика, целесообразно в заявке указать этот критерий.

Подъездные пути к месту заправки газгольдера газом должны иметь твердое дорожное покрытие, зимой — быть расчищены от снега, поверхность полотна дороги не должна иметь скользких ледяных корок.

Для любого времени года в момент слива газа из газовоза в резервуары запрещается пользоваться электрическими приборами и агрегатами на участке в непосредственной близости от места заправки, а также разводить открытый огонь и курить на протяжении всей процедуры заправки газгольдера сжиженным углеводородным газом – пропаном-бутаном.

Читайте также  Пеллетная горелка что это такое?

По времени заправка может длиться до 4-х часов в зависимости от вместимости резервуарного хранилища. Емкости для СУГ объемом до 5-ти м³ заправляются в течение 2-х часов. При заправке в темное время суток (ночью) обязательным является наличие дополнительного искусственного освещения.

Процентное влияние объема газа на работу газгольдера

Все сосуды, работающие под давлением, в том числе и газгольдеры для СУГ — заправляются по технологическим нормам и правилам безопасности на 85% от номинальной вместимости! 15 % объема резервуара необходимо для создания условий для испарения газа, без чего процесс просто не сможет идти в нормальном режиме.

При остатке газа в емкости около 20-25 % можно планировать заказ по заправке свежего газа. Однако, в высокий сезон, который приходится на отопительный период (октябрь-апрель) газ необходимо заказывать заблаговременно, не доводя остаток СУГ в газгольдере ниже 15%. Особенно эта рекомендация актуальна для зимнего периода с температурой окружающего воздуха ниже -10-15 С°.

Перед началом слива топлива обязательно с водителем снимите и зафиксируйте начальные показания счётчика на заправщике.

Доставка пропана (пропан-бутановой технической смеси) выглядит следующим образом:

заправка газовоза из хранилища;согласование маршрута доставки газа с органами ГИБДД;доставка газа клиенту;проверка исправности резервуара аттестованным специалистом;подключение заправочного пистолета и заземления;слив сжиженного газа в резервуар;

откачивание специальным компрессором излишка газа из шланга.

Правила безопасности при заправке газгольдера

Основные правила безопасности по работе с СУГ:

• При заправке газгольдера должны присутствовать минимум два человека, представителей компании, поставляющей СУГ.

• Перед началом работ автомобиль, доставляющий газ, закрепляется с помощью специальных деревянных башмаков. Использование случайных предметов для этих целей, а также опор из металла не допускается. Двигатель автомобиля глушится, а водитель должен находиться вне кабины автомобиля. Снимать заправочный шланг и открывать заглушки можно только при неработающем двигателе.

• Процесс слива СУГ могут производить только лица в специальной одежде, головных уборах и в защитных очках.

• При создании перепада давления необходим постоянный контроль над его уровнем. Если давление в резервуаре автозаправщика превышает номинальное значение, необходимо срочно отключить компрессор или испаритель (в зависимости от используемого способа нагнетания давления).

• Не допускается слив СУГ во время грозы.

• Сливной шланг должен крепиться к сливному наконечнику цистерны с помощью стальных хомутов. Использование подручных средств при этом не допускается.

• Оставлять оборудование во время работы без присмотра нельзя даже на короткое время.

Характеристики газовых смесей

Идеальный газ для газгольдеров – ПРОПАН ТЕХНИЧЕСКИЙ (ПТ), но, к сожалению, большинство компаний поставляют только смесь пропан бутана (СПБТ). Чем выше количество технического пропана в смеси, тем лучше отопление дома, поскольку потребуется меньше заглублять газгольдер, и температура замерзания топлива будет ниже. Именно поэтому при установке газгольдеров всегда следует учесть эти параметры при первичных замерах и последующем монтаже.

https://www.youtube.com/watch?v=fm-5h4pgIDs

Сжиженный газ в зависимости от сезона года (летний и зимний варианты) отличается своим процентным составом (смесью пропана и бутана). Именно поэтому в августе-январе цены на услугу несколько выше, а с февраля наблюдается тенденция к их снижению.

Использование топлива, не соответствующего сезону, небезопасно и не позволит получить качественное газоснабжение. Например, использование летнего газа в холодную пору года ведет к забутаниванию емкостей, что обусловлено высокой концентрацией бутана. Поэтому приобретать газовую смесь для заправки газгольдеров необходимо только у проверенных поставщиков.

В данном видео Вы можете увидеть все этапы доставки газа для заправки газгольдера. Запечатлен рабочий процесс сотрудников компании «Рада-Газ» (http://www.radagaz.ru/), наглядно продемонстрированы все шаги: определение уровня газа в Вашем газгольдере, звонок сотруднику компании и оформление заказа на доставку газа, заправка автогазовоза, проверка техники перед отправкой, непосредственно доставка в любые, даже труднодоступные места, заправка газгольдера по счетчику.

  Закрыть окно

Загружается, пожалуйста, подождите!

Это может занять одну-две секунды.

Источник: https://storage-tanks.ru/obsluzhivanie-rezervuarov/pravila-zapravki-gazgolderov/

Какой газ используется в автомобилях в качестве топлива

СУГ на заправке что это?

Последнее обновление — 22 мая 2020 в 10:30

Основной альтернативой традиционному бензину или дизелю, является газомоторное топливо (ГМТ). Каким газом заправляют автомобили с ГБО, а также в чём отличие между ними вы узнаете из этой статьи.

Виды газового топлива

Условно ГМТ можно разделить по способу производства, агрегатному состоянию при использовании, хранении и транспортировке.

Расшифровка аббревиатур:

  • CNG (compressed natural gas) – компримированный (сжатый) природный газ (КПГ)
  • LPG (liquefied petroleum gas) – сжиженный нефтяной газ (СНГ)

Менее распространённые варианты:

  • LNG (liquefied natural gas) – сжиженный природный газ (СПГ)
  • CBG (compressed biogas) или LBG (liquefied biogas) – биотопливо.

Природный газ

Природным газом принято считать метан. Добывается он из недр земли через подземные или подводные (морские) скважины. В первоначальном варианте топливо содержит 75-98% метана (CH4), а также множество различных примесей:

  1. механические (грунт)
  2. водяной пар
  3. этан C2H6
  4. пропан C3H8
  5. бутан C4H10
  6. азот N2
  7. этан C2H6
  8. пентан C5H12 и другие (зависит от места рождения).

После добычи, сырье подвергается очистке от загрязнений, воды (осушка). Затем методом сепарации происходит отделение сероводорода и других компонентов.

Так как метан не имеет запаха, почувствовать его утечку не возможно. Для безопасности в газ добавляют специальную жидкость одорант (этантиол, этилмеркаптан C2H5SH) из расчета 16 грамм на 1000 м3.

Чистый метан по магистралям, с помощью компрессорных станций создающих давление в трубе, направляется к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям. На АГНКС голубое топливо компримируют (сжимают) до давления 200-220 атм. Таким образом, получается готовый к использованию CNG газ для автотранспорта (характеристики и требования к КПГ регулируются ГОСТом 27577-2000).

Существует ещё один более выгодный метод транспортировки метана. Очищенный природный газ пропускают через систему эжекторов, где при расширении его температура поэтапно понижается до температуры кипения -163°C, после чего метан переходит в сжиженное состояние. Основным преимуществом такого способа является уменьшение объёма газа в 600 раз.

Перевозку и хранение жидкого топлива осуществляют в специальных криогенных ёмкостях, которые, по сути, являются термосами. Цистерна объёмом 25 кубометров вмещает 10 тонн СПГ/LNG.

Затем у сжиженного природного газа может быть два пути:

  1. обратный перевод в газообразное состояние при помощи испарителей
  2. использование СПГ как топливо

Последний пункт является очень перспективным для автомобильного транспорта преимущественно коммерческого направления, из-за скопления в жидком метане огромного количества тепловой энергии при относительно низком давлении в криоёмкости (от 5-16 атм.).

Основные преимущества сжатого метана, как и СПГ – это их экономические и экологические показатели. К тому же природный газ легче воздуха, в этом смысле он менее опасен при утечке чем, например пропан. Однако газы метана являются токсичными (4 класс опасности).

Главным фактором медленного распространения CNG, является отсутствие достаточного количества автозаправочных станций. В настоящее время на территории России насчитывается, порядка 330 АГНКС не считая передвижных заправщиков (ПАГЗ), которые в основном применяются для нужд предприятий.

Техника и инфраструктура под LNG только начинают появляться, поэтому более широкое применение на авто пока имеет КПГ.

Заправка криобака магистрального тягача на СПГ

Сжиженный нефтяной газ

Ввиду доступности и пониженных требований к конструкции баллонов, ещё большее распространение в качестве газомоторного топлива получил состав пропана (C3H8) с бутаном (C4H10).

Пропан-бутановую смесь выделяют из добытого газоконденсата, а также при извлечении и глубокой переработке нефти. При нефтеперегонке образуется так называемый попутный нефтяной газ (ПНГ), из него отделяют сжиженный углеводородный. Затем происходит разделение СУГ на составляющие компоненты, один из которых — это сжиженный нефтяной газ. Для разных сфер применения СНГ бывает:

  • СПБА — смесь пропана-бутана автомобильная
  • ПА — пропан автомобильный
  • ПТ – пропан технический
  • ПБТ – пропан-бутан технический.

Пропан тяжелее воздуха, поэтому при утечке может скапливаться в нишах и закрытых помещениях (смотровая яма, гараж). Взрывоопасность паров ПБ в воздухе 2,3-9,5 % при нормальном давлении и температуре 20°C, метана 5-15%. СНГ малотоксичен.

LPG топливо имеет температуру кипения -43 градуса по Цельсию, при её превышении и атмосферном давлении горючее переходит в парообразное состояние. Избыточное давление паров составляет 16 атм (при температуре 45°C). В сжиженном состоянии объём СПБ уменьшается до 250-300 раз, концентрируя большое количество энергии.

Согласно ГОСТу 52087-2003 ПА должен содержать 85% пропана (±10%), СПБА 50% (±10%). Топливо, как и метан, подвергается одоризации (за исключением правил указанных ГОСТом).

Применение технического пропана и смеси ПТ, допустимо в качестве моторного топлива автомобиля, во всех климатических зонах с температурой окружающей среды до -20°C.

Октановое число пропана 105, у метана 110. По сравнению с бензином после сгорания СНГ и КПГ топлива, вредные выбросы снижаются до 10 раз.

Биотопливо

Биогаз — по сути тот же метан, полученный из растительного, животного сырья, а также различных органических отходов. CBG/LBG обладает схожими характеристиками.

Основное преимущество биометана заключается в том, что его производство никак не связано с добычей природных ископаемых. Генерируют его искусственным путём в специальных реакторах. Процесс происходит за счёт естественной жизнедеятельности бактерий . После очистки газа от сероводорода получается топливо с содержанием метана до 98%.

Применение биогаза как ГМТ актуально для сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающих отходы организаций.

Источник: https://gbomotor.ru/poleznoe/toplivo-dlya-mashin-s-gbo-lpg-cng-lng-cbg-lbg

Учет сжиженного газа

СУГ на заправке что это?
Владельцы АГЗС часто не задумываются или не знают способы как они могут дополнительно получать от своего бизнеса весомую прибыль.

Благодаря ведению точного учета на АГЗС, предотвращению воровства и повышению лояльности клиентов, сумма дополнительной прибыли с одной АГЗС может превышать 500 000 рублей в месяц!

Давайте в этой статье разберемся, почему владельцы АГЗС могут недополучать свою прибыль из за погрешностей учета СУГ (сжиженного углеводородного газа).

Связанно это с с изменениями объема выдаваемого газа в зависимости от изменения температуры, измерений ГРК, программы управления и контролирующего оборудования. Ведь важно контролировать объем (СУГ) не только в момент приемки, но и в постоянном режиме при выдаче топлива. Для начала разберемся, как вычисляется объем газа.

Формула подсчета объема СУГ

V = m / p, где:

  • V – объем газа,
  • m – масса газа в тоннах,
  • p – плотность.

Чтобы узнать, сколько литров в тонне пропан-бутана, нужно знать плотность смеси. Плотность является величиной непостоянной и зависит от температуры пропан-бутана. Плотность топлива можно замерить при помощи уровнемеров. Ниже приведена таблица зависимости плотности от температуры воздуха для пропан бутановой смеси (в соотношении 50/50):

-25С°

-20С°

-15С°

-10С°

-5С°

0С°

5С°

10С°

15С°

20С°

25С°

0,589

0,584

0,579

0,574

0,568

0,564

0,556

0,549

0,543

0,536

0,529

В верхней строке приведена температура окружающего воздуха, а в нижней строке соответствующая плотность, измеряемая в кг/л.

С повышением температуры плотность пропан бутана уменьшается.

        Особенности учета газа на АГЗС

Принимая 1 тонну сжиженного газа при 10С°, объем будет равен — 1000/0,549 = 1824 литра. Для АГЗС с хорошим местоположением, это среднесуточный объем продаваемого газа. Выдавая топливо при температуре 25С° эта же масса в объеме увеличиться до 1890 литров.

Разница в объеме получается —66 литров. Если умножить на стоимость отпуска топлива, то получиться около 1 500р. В месяц это около 46 500р. А в год это уже 558 000р. недополученной прибыли! Операторы умеющие считать данные цифры часто пытаются злоупотреблять этим. Т.е. возрастают риски воровства сжиженного газа на АГЗС.

Возможна и другая ситуация когда отпуск топлива проходит при температуре ниже той что была при отгрузке на ГНС. При такой ситуации однозначно возникнет недостача в денежном эквиваленте. Тут все в обратном порядке, собственник бизнеса несет убыток в сумме 558 000р. в год. Как видим это весьма внушительные суммы потерь.

Если избегать убытка в финансовом эквиваленте, то все погрешности списываются на клиентов по факту недоливая газ, но при этом клиенты уходят к конкурентам, которые заливают большее количество топлива, и скорее всего, как минимум половина суммы недолива уходит в карман операторам.

Поэтому очень важно, что бы система учета газа на АГЗС имела возможность в режиме реального времени вести подсчет топлива с учетом изменения температуры и плотности.

К сожалению, не все задумываются о том, каких сумм собственники не досчитываются. Они используют самое дешевое оборудование, которое не учитывает реальный объем отпускаемого топлива.

        Учет СУГ с помощью колонок Технопроект

ГРК Технопроект хорошо работают в связке только с собственным программным обеспечением «АСУ ЗВЕЗДА». По отзывам наших клиентов любое ПО стороннего производителя с ГРК Технопроект работает крайне не стабильно. Для поддержания стабильной работы собственнику необходимо иметь сервисную службу или постоянно нести расходы для устранения сбоев.

Недостатки:

  1. С АСУ Звезда колонки Технопроект работают стабильно. В функционале заявлено о поддержке уровнемеров. Но показания плотности приходящие от уровнемера носят информационный характер. Программа не рассчитывает массу реально отпускаемого топлива.

  2. Производитель ГРК Технопроект заявляет о погрешности в 1,5%. Но на практике погрешность составляет 5%, из-за того что при начале и завершении отпуска топлива турбина не вращается с необходимой скоростью. Данный факт позволяет рассматривать возможность хищения неучтенного топлива. Из-за таких высоких показателей погрешности данные ГРК исключены из Госреестра средств измерений и не имеют сертификат Госстандарта, разрешающий коммерческий отпуск топлива в РФ и странах СНГ.

Помимо большой погрешности в показаниях объема отпущенного топлива (не в пользу владельца АГЗС) собственнику придется выбирать между возможными убытками и затратами на обслуживание стороннего ПО, нестабильно работающего с ГРК Технопроект. Поэтому мы не рекомендуем данную систему. Она не стабильна и не дает полного контроля. В результате нет возможности получать максимальную прибыль.

           Учет газа с помощью колонок Топаз

ГРК Топаз в работе с ПО Топаз АЗС при наличии уровнемера с датчиками плотности в постоянном режиме собирает информацию по плотности и программным путем регистрирует и сохраняет в системе массу отпущенного топлива. Если кража топлива происходит до самой ГРК, то при сравнении массы и объема реализуемого топлива по итогам отчетного периода программа сообщит о расхождениях.

При использовании программного обеспечения «Топаз АЗС» кража топлива после ГРК будет практически невозможна. В программу заложено множество алгоритмов по защите от несанкционированного доступа к колонке. В постоянном режиме ПО регистрирует соответствие контрольных аппаратных счетчиков (электронные суммарные счетчики в ГРК) с программными счетчиками. В случае обнаружения расхождений в показателях, информация сохраняется в логах программы и будет доставлена собственнику. При отключении ПО от колонки, следующий запуск программы будет возможен только с административного запуска.

Данную систему мы рекомендуем всем нашим клиентам. Использование ее на АГЗС решает проблему контроля и возможного воровства топлива. ПО Топаз позволяет получать максимальную прибыль от АГЗС.

            Учет сжиженного газа кареолисовыми счетчиками

При использовании ГРК с кареолисовыми массомерами (например, FAS или Топаз с кареолисовыми счетчиками) данные по массе топлива приходят непосредственно в ПО без применения аппаратного метода. Т.е. данные приходят с метрологической точностью. Но использование таких ГРК в системах подсчета газа не популярно, из-за высокой стоимости данных ГРК.

Рекомендации

Если вы хотите увеличить свою прибыль и повысить лояльность клиентов, то рекомендуем вам установить на АГЗС газораздаточные колонки с надежной системой учета выдачи топлива. Для более подробной консультации по увеличению прибыли и уменьшению возможных потерь обращайтесь к опытным специалистам нашей компании.

Источник: https://www.azsk74.ru/blog/list/uchet-szhizhennogo-gaza