Собиратель земель русских кто это?

Содержание

Святой собиратель русских земель и главный игумен Руси

Собиратель земель русских кто это?

Никто не предполагал, что отрок Варфоломей (так звали святого в миру), которому с трудом давался учебный процесс, станет великим святым и главным игуменом России.

Широкий ассортимент икон Сергия Радонежского представлен в Свято-Покровском храме – https://ikonaonline.ru/collection/ikona_sergiya_radonezhskogo

Кто такой Сергий Радонежский и его житие?

Точная дата рождения преподобного Сергия Радонежского оспаривается до сих пор, но этот вопрос не влияет на главное наследие, которое им оставлено. Родился он в благочестивой семье, от родителей Кирилла и Марии, которые так же прославлены в лике святых преподобных. В семье было трое детей: Стефан, Варфоломей и Пётр. Среднего сына, будущего святого, крестили в честь апостола Варфоломея. Отрок рос, не отличаясь особым стремлением к наукам. Когда пришло время учиться грамоте, то стало понятно, что учёба и вовсе не продвигается. Родители, учитель ругали его, а Варфоломей умел только молиться Богу и просил Его о вразумлении.

Священное Предание рассказывает о дивной встрече мальчика со старцем, который выслушал его печаль и дал Варфоломею просфору. Предсказав, что вскоре он не только будет знать грамоту, но и обгонит своих сверстников. После этой встречи, жизнь будущего преподобного Сергия Радонежского начала меняться. Он быстро догнал и перегнал в учёбе своих братьев, прилежно соблюдал пост и творил молитву.

Отец семейства потерял своё финансовое положение и статус. Непомерные пошлины татар, давление Золотой Орды привели к бедности. Семье пришлось переехать в Радонеж. Варфоломей сообщил родителям, что желает стать монахом. Но они просили его о помощи, чтобы он досмотрел их и тогда уже принял постриг. Со временем Варфоломей, выполнив свой сыновний долг, принял постриг.

Вместе со своим братом Стефаном, который тоже стал монахом, будущий Сергий Радонежский отправился жить в пустынное место. Стефан вскоре решил вернуться к монастырской жизни в Богоявленском монастыре, ибо тяготы и нужды пустынножительства были ему не по силам.

К Сергию довольно быстро стали приходить ученики. Образовалась община числом 12 человек. У Сергия не было в то время никакого священнического сана, несмотря на то, что он оставался негласным лидером общины. При этом он выполнял все работы наравне с остальное братией. О подвижничестве Сергия знали даже в Константинополе. Правящий патриарх и митрополит Алексий благословил Сергия на введение общинножительного устава, который и по сей день является основным укладом в монастырских обителях. Так была основана Троице – Сергиеева Лавра, один из крупнейших духовных центров Русской Православной Церкви.

Святой Сергий Радонежский помогал русским воинам. Времена для Руси были трудными, её постоянно проверяли на “крепость”, пытаясь отвоевать земли и лишить единства правящих князей.

14 – й век считается началом “золотого времени” русского монашества. Последователи игумена русской земли служили людям, как учил Господь – относились к ближнему так, как к самим себе.

Учениками преподобного Сергия Радонежского основано более сорока монастырей, действующих и поныне. Сам преподобный при жизни основал ещё четыре обители. Мощи преподобного игумена Сергия Радонежского покоятся в этой святой обители. Почил святой угодник Божий 8 октября по новому стилю.

Что изображает икона Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский на иконе изображается седовласым, мудрым старцем на фоне монастыря. Правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левой руке он держит свиток со словами из Священного Писания. Святой Сергий одет в монашеское облачение. Он был скромным человеком, не стремящимся занимать какое – либо главенствующее положение среди людей, поэтому отличительных атрибутов игумена, как правило, не изображают. Патриарх Алексий хотел, чтобы преподобный стал его преемником на этом посту, но он не раздумывая отказался. Черты лица преподобного передают глубокое смирение перед Богом.

Историческая справка об иконе Сергия Радонежского

Также есть икона преподобного Сергия Радонежского с клеймами. Клеймы это небольшие изображения значимых событий в житии святого, которое располагаются вокруг изображения фигуры святого, находящейся в центре иконы. Зная его житие икону можно “прочитать” или наоборот, проявить любознательность и познакомиться с обстоятельствами жизненного пути святого поближе.

В чём помогает сергий радонежский?

Молитва святому Сергию Радонежскому помогает православному человеку на протяжении более чем 600 лет. Его святость проявлялась уже при жизни. Он обладал даром чудотворения, исцеления, прозорливости. Помогал всем, кто обращался к нему при жизни, и продолжает помогать сейчас, в наши дни:

  • укрепление веры;
  • дарование мира в душе;
  • защита от войн, укрепление государства;
  • облегчение в скорбях;
  • исцеление болезней;
  • наставление в богоугодных делах;
  • определение воли Божьей;
  • помощь в учёбе.

Обзор дней празднования

Память святого игумена Сергия празднуется не только русской православной Церковью. Его почитают католики, поместная англиканская церковь и старообрядцы. Отличаются даты по причине использования разных календарей, и православная Церковь выражает большее почитание преподобному Сергию в день памяти соборов святых:

  • 5 июня — Собор Ростово-Ярославских святых;
  • 6 июля — Собор Владимирских святых;
  • 18 июля — обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского;
  • 19 июля — Собор Радонежских святых;
  • 6 сентября — явление Богородицы преподобному Сергию;
  • 8 октября – день преставления;
  • Собор всех святых, в земле Русской просиявших, отмечается во второе воскресение после дня Святой Троицы.

Значение иконы Сергия Радонежского

Икона преподобного Сергия Радонежского для православного христианина является живым свидетельством слов Господа, о том, что у Него все живы. Образа святых угодников это драгоценная память верующего сердца. Икона святого Сергия напоминает, что путь христианина увенчан нелёгким трудом, испытаниями, но стремление к Богу даёт силы и духовные плоды на века. Благоговейное отношение к иконе, духовным атрибутам, важное качество не только верующего человека. Уважение к святыням должно быть нормой христианина. Тем более что преподобный Сергий Радонежский почитаем в иных конфессиях.

Молитвы перед иконой

Молитва перед образом святого Сергия Радонежского помогает вспомнить, в каких условиях приходилось быть человеку, чтобы нам, современным христианам получать возможность помощи по его святым молитвам от Господа. Молитвенное делание требует духовных усилий и желания быть с Богом и его святыми угодниками. Икона помогает настроиться на общение со святым. Преподобный Сергий Радонежский представляет целую эпоху исторических событий, имеющих духовное значение, как для каждого православного христианина, так и для России, как государства мирового значения.

Источник: https://vesiskitim.ru/2020/02/20/128663-svyatoj-sobiratel-russkix-zemel-i-glavnyj-igumen-rusi

Объединение Руси

Собиратель земель русских кто это?

Реально самыми сильными в то время были пять княжеств — Суздальское, Московское, Тверское, Рязанское и Нижегородское. борьба за лидерство на Руси в новых условиях развернулась межу Москвой и Тверью. Даниил Александрович, младший сын Александра Невского, и позднее Юрий Даниилович смогли расширить территорию Московского княжества за счет захваченных Коломны и Можайска с их землями. Иван Дмитриевич (внук Невского), будучи бездетным, завещал Москве Переяславльское княжество.

Уже в первой четверти XIV в. Юрий Даниилович вступил в борьбу за ярлык на Владимирское великое княжение — он выступил против своего двоюродного дяди Михаила Ярославича Тверского. Юрий женился на сестре хана Узбека Кончаке (при крещении получила имя Агафья) и получил вожделенный ярлык. Правда, борьба только начиналась — Кончака-Агафья вскоре умрет в тверском плену, Михаила казнят в Орде, обвинив в смерти Кончаки, затем сын Михаила Дмитрий убьет там же, в Орде, князя Юрия и будет казнен сам. Затем великим князем владимирским станет Александр Тверской, брат Дмитрия, а московским — Иван Даниилович, будущий знаменитый Калита.

Тверское восстание 1327 г. резко изменило ситуацию в пользу Москвы. Узнав о восстании, Иван Даниилович поспешил к хану Узбеку и, возвратившись с ордынским войском, подавил Тверь. В 1332 г. Иван получил ярлык на великое княжение. Именно Иван Калита и стал первым собирателем русских земель под властью Москвы.

Московские правители (за редкими исключениями) получали ярлыки на великое княжение, Московско-Владимирское княжество стало одним из самых больших государств Европы. Сыновья Калиты — Симеон Гордый и Иван Красный — продолжили дело отца. Как и Иван Даниилович, они часто ездили в Орду, выражая покорность ханам, и набегов на Русь не было.

Правда, забот хватало — шла борьба с новгородцами, рязанцами, и, конечно, Литвой.

После смерти Ивана Красного, наследником которого был 9-летний Дмитрий, ярлык попытался получить суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович, но позиции Москвы оказались сильнее. Правда, немного позднее тверской князь дважды получал ярлык, но в 1375 г.

Дмитрий Иванович организовал в союзе с подвластными ему князьями поход на Тверь, и тамошний князь Михаил признал себя «молодшим» братом Дмитрия, что означало признание его первенства. Укрепив авторитет и роль Москвы как общерусского центра, Дмитрий Иванович впервые решился на открытое противостояние с Ордой. Куликовская битва 1380 г.

показала, что расчет оправдался, впервые русские нанесли ордынцам поражение в сражении главных сил. Однако последующий поход на Русь Тохтамыша (1382 г.) восстановил ордынскую зависимость, но в меньших масштабах.

Объединение Руси: от Куликовской битвы до стояния на Угре

Наследники Дмитрия Донского продолжали объединение Руси. Василий I присоединил Нижегородское княжество и Малую Пермь. Однако дело централизации Руси задержала феодальная война, длившаяся более 25 лет. Василий II Темный боролся против притязаний своего дяди, Юрия Дмитриевича, и его сыновей — Василия Косого и Дмитрия Шемяки.

После кончины Василия II московский престол занял его сын Иван III. Он продолжил политику объединения Руси, наращивал ее военную мощь, он подчинил Москве главного оппонента — Новгород Великий. В 1471 г. московское войско разгромило новгородцев на р. Шелонь, а в 1477-1478 гг. состоялся еще один поход, и в результате новгородские земли отошли к Москве.

Тогда же власть Ивана III распространилась на Великую Пермь и Вятку.

Столь значительные успехи позволили Москве отказаться от выплаты ордынской дани, что спровоцировало конфликт с ханом Ахматом, вылившийся в «стояние на Угре». В 1480 г. ордынская зависимость Руси была окончательно ликвидирована. А в 1485 г.

Иван III подчинил Тверь, изгнав князя Михаила Борисовича и передав власть над ней своему сыну Ивану Ивановичу Молодому. Иван Молодой, ставший удельным князем Тверским, был сыном Ивана III и его первой жены, Марии Борисовны, сестры бежавшего тверского князя Михаила.

Второй женой великого князя стала Софья (Зоя) Палеолог, племянница последнего византийского императора.

Строительство государства

В 1485 г. — году подчинения Твери Москве — Иван III официально принял титул «Великого князя всея Руси». Тогда же в источниках появляется впервые другое название русского государства — Россия. Гербом российского государство стал двуглавый орел. Россия становится суверенным государством. На приеме иноземных послов в 1488 г.

Иван III сказал: «Мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы». Вторая жена Ивана III, Софья Палеолог, стала своеобразным «мостиком», связавшим Византийскую (Восточную Римскую, или Ромейскую) империю и Россию.

При великокняжеском дворе утверждаются пышные церемонии, в духе византийских.

Клавдий Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча

Но все это осталось бы лишь пустой формой без содержания, если бы не глубинные преобразования, проведенные Иваном III. Именно эти преобразования сформировали новый государственный аппарат — аппарат централизованного государства. Иван III последовательно проводит политику централизации власти во всех делах. Он постепенно сокращает права удельных князей:

  • запрещая им чеканку собственной монеты;
  • уменьшая их судебные права;
  • заставляя платить налоги не только черносошных и дворцовых, но и частновладельческих крестьян;
  • ограничивая привилегии бояр и монастырей.

Иван III выстраивает новую систему органов государственной власти. Высшим ее органом стала Боярская дума — совет при великом князе. В состав Боярской думы входили думные бояре и окольничие. Не следует путать бояр вообще — свободных землевладельцев, владеющих вотчинами и  думных бояр. Думные бояре — это особый чин, они были по сути князьями бывших уделов, вошедших в Российское государство. Ведь теперь только младшие братья Ивана III сохранили за собой звание и права удельных князей, права, которые постепенно таяли.

https://www.youtube.com/watch?v=ozFGXcJGPfE

Объединение Руси: А.П.Рябушкин. Боярская дума

Думные бояре также были военачальниками-воеводами, наместниками в городах, управляющими отдельными отраслями государственного хозяйства. Полномочия думы были основаны не на законах, а на так называемом обычном праве, то есть исторически сложившемся. Однако  усиление центральной власти позволило составить и ввести в действие единые законы, составившие Судебник 1497 г.

Судебник 1497. Дошел до нашего времени в единственном экземпляре

С другой стороны, данный Судебник стал действенным инструментом дальнейшего усиления великокняжеской власти — такой вот получается заколдованный круг. Рассмотрим подробнее основные положения Судебника Ивана III. Этот законодательный акт установил очень широкий круг правовых норм:

  • нормы судопроизводства;
  • нормы уголовного и гражданского права;
  • затронул вопросы землевладения;
  • урегулировал юридический статус холопов.

В то же время Судебник отразил главную идею — идею усиления центральной власти, создававшей аппарат управления централизованным государством, причем государством феодальным, выражавшим растущее влияние боярства и дворянства. В этом отношении очень важное нововведение выражала статья 57 — «О христьянском отказе». Эта статья впервые в общегосударственном масштабе ограничивала выход крестьян — их право сменить владельца.

Читайте также  Царговая конструкция двери что это?

С. Иванов. «Юрьев день»

Теперь переход от одного владельца к другому мог произойти лишь в течение двух недель в году — неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего, 26 ноября, когда полевые работы окончены и все платежи и повинности исполнены. Это был серьезный шаг к формированию крепостного права.

Более того, защищая интересы феодалов и привязывая крестьян к прежним владельцам, Судебник обязывал уходящих платить особый выкуп — пожилое. Чем дольше крестьянин прожил у данного землевладельца, тем больше было пожилое. Полный размер — 1 рубль (стоимость средней коровы!) в поле, полтина в лесистой зоне — выплачивался, если срок, который крестьянин прожил на земле феодала, был 4 года или больше.

Половина выплачивалась после двухлетнего проживания и четвертая часть суммы — за один год.

Важная часть Судебника посвящена военной реформе. Именно при Иване III на смену княжеским дружинам приходит московское войско — вооруженные силы, основу которых составляли помещики (дворяне) — условные держатели земли. В отличие от разрозненных дружин удельных князей, московское войско стало единой военной организацией, подчиненной великому князю.

Объединение Руси: С.В. Иванов. Смотр служилых людей

Помещики, или дворяне, получая землю, по требованию великого князя должны были являться на службу с вооруженным отрядом — «Конно, людно, оружно». Величина отряда зависела от размера поместья. При Иване III число помещиков значительно выросло, ими становились как свободные, так и холопы, а земли для них отбирали у опальных бояр и князей из земель, присоединенных к Москве.

Ограничение права крестьянского перехода Юрьевым днем во многом было вызвано именно ростом числа помещичьих крестьян. Дело в том, что помещики, получив землю, подвергали своих крестьян более жесткому гнету, чем бояре, так как нуждались в средствах для покупки оружия, комплектования отряда.

Кроме того, бояре заботились о крестьянах, которые переходили к их потомкам по наследству, а помещик мог в любой момент погибнуть на войне и поэтому заботился о своих людях в меньшей степени.

Это вызывало массовые переходы из поместий в вотчины, где жилось легче, что могло негативно повлиять на положение помещиков, а следовательно, ослабить войско. Поэтому право перехода и было ограничено.

Как завершилось объединение Руси?

После ликвидации ордынской зависимости Иван III продолжил собирание земель. С конца 1480-х гг. русские отряды вторгались в пограничные литовские земли — бывшие земли Смоленского, Полоцкого, Черниговского княжеств.

Это вылилось в русско-литовскую войну 1500-1503 гг, когда московское войско освободило ряд городов по рекам Днепр и Десна: Брянск, Мценск, Рыльск, Гомель. В результате по мирному договору 1503 г. Россия получила земли по рекам Десна и Сож, верховья Днепра и Западной Двины с городами Чернигов, Гомель, Брянск, Стародуб и Новгород-Северский.

А в ходе войны 1512-1514 г, когда на Россию напал крымский хан Менгли-Гирей, союзник Литвы, и в ответ Иван III пошел на Литву, удалось овладеть Смоленском.

https://www.youtube.com/watch?v=E4M-uEgwW5M

Образование единого государства способствовало формированию великорусской народности. Однако Российское государство изначально было многонациональным. Еще в состав Древней Руси входили и нерусские народы — угро-финны, карелы, чудь, ижора и другие. Их потомки, а также ряд северных народов (коми, ненцы, югра и др) стали подданными Москвы.

  • Архитектура Древней РусиАрхитектура Древней Руси развивалась под влиянием христианства. Изначально Русь была страной деревянного зодчества. От изб…
  • Культура Древней РусиДревнерусская культура формировалась и развивалась под влиянием ряда факторов, оказавших на неё огромное влияние. Главными…

Источник: https://tvoiklas.ru/obedinenie-rusi/

Собиратель земель русских: почему фигура Ивана III столетиями была недооценена потомками

Собиратель земель русских кто это?

580 лет назад родился великий князь Московский, государь всея Руси Иван III. Историки называют его одним из наиболее недооценённых в истории русских правителей. Он освободил от ордынского ига и объединил разрозненные земли Руси, предопределив превращение Москвы в центр могущественного суверенного государства.

Великий князь также внедрил на Руси унифицированную правовую систему, сформировал боеспособную армию и создал условия для массового капитального строительства. Именно во времена Ивана III в документах стало широко использоваться наименование Россия, а двуглавый орёл появился на государственной печати. Тем не менее в истории Иван III находится в тени своего прадеда Дмитрия Донского и внука Ивана Грозного.

Об эпохальных свершениях создателя централизованного Русского государства и причинах их исторической недооценки — в материале RT.

Будущий государь всея Руси Иван III родился в семье великого московского князя Василия II и великой княгини Марии Ярославны 22 января 1440 года. Его старший брат Юрий умер в раннем детстве, поэтому Иван уже в младенчестве стал основным претендентом на титул великого князя. По мнению историков, характер будущего правителя в значительной степени был определён теми испытаниями, которые он пережил в детстве, когда его отец вёл отчаянную борьбу с Галич-Мерским княжеским домом и ордынцами.

Путь к власти

Иван и его младшие братья дожили до совершеннолетия буквально чудом. Вскоре после того, как их отец Василий II стал великим князем, против него восстала коалиция удельных князей во главе с его дядей — князем галицким и звенигородским Юрием Дмитриевичем (которого относят к Галич-Мерскому дому). Борьба шла с переменным успехом. В общей сложности Юрию Дмитриевичу и его детям удалось как минимум четыре раза свергнуть Василия II с престола, и каждый раз он при помощи военной силы или дипломатии возвращал себе власть.

В 1445 году небольшой русский отряд под командованием Василия II был разбит войском татар под Суздалем. Сам великий князь попал в плен. В Москве, ожидавшей вражеского нападения, в это же время произошёл сильный пожар.

В результате неких договорённостей, о которых историкам достоверно не известно, ордынцы освободили Василия II. Он вернулся в Москву. Ситуация в столице была тяжёлой, народ роптал из-за последствий пожара и суровой зимы.

А Дмитрий Шемяка, сын уже умершего к этому времени князя Юрия Дмитриевича, распускал слухи о якобы огромном выкупе, который посулил за свою свободу великий князь. В феврале 1446 года Василий II был схвачен заговорщиками в Троице-Сергиевой лавре и доставлен Дмитрию Шемяке.

Однако сторонники законного великого князя успели спасти шестилетнего Ивана и его пятилетнего брата, сопровождавших отца во время визита в лавру, в то время как остальная семья оставалась в Москве.

  • Дмитрий Шемяка потчует малолетних Ивана и Юрия в Москве, с помощью Ионы заманив их в город
  • © Wikimedia Commons

Вскоре после захвата в плен Василий II был ослеплён, из-за чего впоследствии получил прозвище Тёмный. При посредничестве и под личные гарантии безопасности со стороны епископа рязанского Ионы мятежники смогли добиться того, чтобы укрывавшие княжичей бояре согласились отпустить их к пленённому отцу — Дмитрий хотел утопить детей Василия, но Иона не дал ему этого сделать. Под давлением бояр Шемяка предоставил ослеплённому Василию удел в далёкой Вологде и отпустил его туда вместе с сыновьями.

Но вместо Вологды Василий II отправился в Тверь. Он договорился о союзе с тверским князем Борисом и обручил с его дочерью Ивана. Василий начал успешную войну против Шемяки и в феврале 1447 года вернул себе престол, на котором оставался вплоть до самой смерти 27 марта 1462 года.

После его кончины Иван стал новым великим князем. Когда он был ещё подростком, отец оставлял его во главе дозорного отряда во Владимире. Позднее старший сын великого князя командовал войском во время успешного похода на устюжскую крепость Кокшенгу и операциями против вторгшихся в русские земли ордынцев.

Подъём Москвы

Взошедшему на престол Ивану III испытаний, подобных отцовским, переживать не пришлось.

«В течение ещё лет пяти после восшествия на московский престол Иван, насколько можно судить по скудным источникам, не ставил перед собой тех крупных исторических задач, которыми позднее будет прославлено его время. Подобно юному Петру Великому, он присматривался к окружающему миру, изучал его и намечал точки приложения своих сил. В эти годы Иван вёл неприметную, но необходимую работу по укреплению войска, совершенствованию механизмов управления», — пишет в своей книге «Иван III» историк Николай Борисов.

В 1463 году Иван III начал проводить задуманные ещё его отцом реформы по установлению абсолютного контроля над Ярославским княжеством. К 1471 году оно полностью утратило самостоятельность.

Также по теме

«Создавая основу будущей России»: какой вклад в отечественную историю внёс Василий III

540 лет назад родился государь и великий князь всея Руси Василий III — сын Ивана III и отец Ивана Грозного. Он проводил политику…

В 1467 году при невыясненных обстоятельствах умерла жена Ивана — Мария Борисовна. Ей было всего около 25 лет. По слухам, она могла быть отравлена. Однако кому нужна была смерть далёкой от политики молодой женщины — непонятно. У неё остался сын, известный в дальнейшем под именем Иван Иванович Молодой.

«Во второй половине 60-х годов XV века Иван III определяет первоочередную задачу своей внешней политики: обеспечение безопасности восточной границы путём установления политического контроля над Казанским ханством. Война с Казанью 1467—1469 годов окончилась в целом успешно для москвичей», — пишет Николай Борисов.

В результате войны Казань надолго прекратила набеги на земли Московского княжества. Однако проблемы с ресурсами, которые Иван III ощутил в ходе боевых действий, судя по всему, натолкнули его на мысль о необходимости дальнейшей централизации русских земель.

В 1471 году Иван III совершил удачный поход на Новгород, заставив его выплатить контрибуцию и гарантировать отказ от сепаратных связей с Литвой. Но несколько лет спустя вокруг полномочий великого князя в Новгороде снова разгорелся спор. Часть горожан были настроены на войну, однако когда боевые действия стали реальной перспективой, новгородцы ощутили всю шаткость своего положения и вернулись к переговорам, по итогам которых в 1477—1478 годах Новгород отказался от вечевого самоуправления и признал полную власть Ивана III.

  • Лебедев Клавдий Васильевич. «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча»
  • © Wikimedia Commons

В тот же период, в 1474 году, свои земли передали в казну и стали служилой знатью ростовские князья.

В связи с направленной на централизацию государства деятельностью Ивана III в историографии часто называют собирателем земель русских.

Субъект мировой политики

Вскоре после смерти первой жены Иван III задумался о повторном браке. В 1469 году римский папа Павел II выдвинул идею о женитьбе московского князя на византийской принцессе Софье Палеолог — племяннице последнего императора Византии Константина XI и дочери деспота Мореи (полуострова Пелопоннес) Фомы. После падения Византийской империи Фома с семьёй бежал в Рим и жил при папском дворе. По замыслу руководства католической церкви, брак овдовевшего православного князя с воспитанной в Риме принцессой должен был склонить Москву к унии.

Переговоры об условиях брака затянулись. В итоге Иван и Софья обвенчались в Москве только 22 ноября 1472 года. Вопреки ожиданиям Рима, жена не стала склонять князя к унии, а напротив, поддержала его в борьбе за независимость Москвы от любого внешнего влияния.

Также по теме

«Многовековой выбор народа Малороссии»: какую роль в истории России и Украины сыграла Переяславская рада

365 лет назад в Переяславле прошёл большой совет казаков, известный как Переяславская рада. По его итогам Войско Запорожское…

В 1470-е годы у Москвы появились две новые точки внешнеполитического напряжения. Примерно в это время Иван III перестал выплачивать дань Большой Орде. Кроме того, великий князь московский обострил отношения с соседней Литвой.

«Иван III заявил о претензиях на земли Рюриковичей, находившиеся в то время под властью Великого княжества Литовского, но заселённые славянами», — рассказал в беседе с RT старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим Волобуев.

В 1480 году над Москвой нависла серьёзная угроза. Власти Большой Орды договорились о союзе с литовским великим князем Казимиром. Через территорию Литвы к границам Московского княжества двинулись ордынские войска. В это же время против Ивана III взбунтовались его младшие братья, недовольные ограничением своих прав.

Ордынское войско остановилось на пограничной реке Угре. Великий князь оставил с войсками Ивана Молодого, а сам вывез из Москвы Софью с младшими детьми и провёл успешные переговоры с братьями, которые согласились его поддержать. Вернувшись на Угру, Иван III попытался договориться с ханом Ахматом, однако тот стал выдвигать унизительные требования, и великий князь решил принять бой.

Когда Угра замёрзла, он отвёл войска с берега на более удобные для обороны позиции. Однако дальше нескольких стычек дело не пошло. Ханское войско оказалось не готово к зимней войне, а литовцы не прислали помощь. Поэтому ордынцы двинулись назад, разграбив попутно литовские земли. Иван III малой кровью одержал победу и навсегда избавил Русское государство от необходимости платить дань орде.

  • Сражение на реке Угре, положившее конец ордынскому игу. Миниатюра из Лицевого летописного свода, XVI век
  • © encyclopedia.mil.ru

«События 1480 года стали моментом обретения Россией независимости и государственного суверенитета. Сегодня ряд историков считают, что именно к одной из дат, связанных со стоянием на реке Угре, можно приурочить празднование дня независимости России», — заявил в интервью RT профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев.

На фоне конфликта с Большой Ордой отношения Руси с Литвой накалились до предела. Целый ряд православных бояр покинули Великое княжество Литовское и перешли под власть Ивана III. При этом Иван III заключил союз с Крымом, который в опасные для Москвы моменты совершал набеги на литовские границы.

«Всего при Иване III, если не считать пограничных стычек, произошло три войны Москвы с Литвой: две объявленные и одна необъявленная. Для Москвы все три были успешны. Литва потеряла примерно треть подконтрольных ей территорий. При этом, если в Литве всё ещё царили классические средневековые порядки, то Иван III смог выстроить эффективную систему управления государством», — отметил Вадим Волобуев.

Читайте также  Инженерная доска для пола что это?

По словам Сергея Перевезенцева, инициированные Иваном III реформы имели всеобъемлющий характер.

«Он впервые в истории получил титул государя. С его подачи произошёл мощный культурный прорыв — на базе местных традиций в симбиозе с европейским и восточным влиянием возникла новая русская культура. При Иване III на Руси впервые был сделан полный перевод Библии. Благодаря его усилиям возникла современная и эффективная, по меркам конца XV века, армия. В это же время на Руси началось производство обожжённого кирпича, позволившего перейти к массовому капитальному строительству», — рассказал историк.

В конце XV столетия Иван III продолжил политику «собирания земель». Под контролем Москвы оказались уделы его братьев, Тверь и Рязань. Частичную независимость сохранил Псков, однако он был верным союзником великого князя.

В 1497 году Иван III ввёл во всех русских землях единый Судебник, позволивший полностью унифицировать законодательство во всём государстве. На великокняжеской печати впервые появился двуглавый орёл, ставший впоследствии многовековым гербом России.

  • Государственная печать Ивана III
  • © Wikimedia Commons

В последние годы жизни Ивана III развернулась жестокая борьба за власть между его наследниками. С одной стороны в ней участвовал сын умершего при невыясненных обстоятельствах Ивана Молодого Дмитрий и его мать Елена, с другой — великая княгиня Софья и её сын Василий. Иван III сначала склонялся на сторону Дмитрия, однако затем внук попал в опалу. Государь объявил соправителем и наследником Василия. 27 октября 1505 года Иван III умер.

«Иван III — фактически создатель современного Российского государства. При нём Россия заявила о себе как суверенный субъект мировой политики. Сам термин «Росия» (поначалу с одной «с». — RT) был введён в официальный оборот при Иване III. В то же самое время Москва осознала себя наследницей Византийской империи и защитницей православия.

Иван III поставил стратегическую задачу по собиранию всех земель Руси в единое государство, на реализацию которой ушли столетия. Это величайшая фигура, но, к сожалению, по воле случая недооценённая потомками. Куликовская битва затмила более важное стояние на Угре просто потому, что там не было столько активных боевых действий.

А Иван Грозный приковал к себе внимание мировой общественности своим ярким личным поведением и оставил деда в тени, хотя тот достоин не меньшего уважения», — подытожил Сергей Перевезенцев.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/710073-ivan-iii-gosudar-rossiya

Рюриковичи. Собиратели Земли Русской

Собиратель земель русских кто это?

Буровский Андрей Михайлович
Жанр: История

Этот род собрал Русскую Землю из племенных лоскутов — сплел, как кольчугу, выковал, словно булатный меч. Эта династия правила Русью семь с половиной веков. Да и со смертью последнего царя-Рюриковича Федора Иоанновича пресекся не весь род, а лишь одна его ветвь. Почти все западные монархии и половина европейской аристократии являются потомками Рюрика по женской линии — кардинал Ришелье и герцог Веллингтон, Отто фон Бисмарк и Уинстон Черчилль. Как и президенты Вашингтон, Рузвельт, Буш. Как и Байрон, Рубенс, Стивенсон, Нансен, Экзюпери…

Эта книга восстанавливает подлинную биографию великого рода, история которого насчитывает больше тысячи лет, — ведь не только отдельные люди, но и целые династии имеют свою биографию, характер, «карму», судьбу. Была ли судьба милостива к Рюриковичам — или сурова и жестока? Что за характер они передавали из поколения в поколение — «стойкий нордический» или «раздольный славянский»? Считать ли этот род гордостью России — или ее проклятием? Состоялась ли наша Держава благодаря Рюриковичам — или вопреки им? Новая книга популярного историка отвечает на все эти вопросы.

Введение

Рюриковичи — удивительный род. Даже на фоне старых аристократических родов он поражает своей долговечностью и многочисленностью.

Уже численность поражает. К концу Древней Руси, в XI–XIII веках, на свете жили десятки, даже сотни семей потомков легендарного Рюрика. Семьсот сорок лет Древней Русью правила не семья, а огромный разветвленный клан. Древняя Русь была едина — и род старался остаться единым. Русь дробилась — и род образовывал все новые династии в разных государствах и землях.

И не факт, что мы знаем ВСЕХ Рюриковичей, все их семьи и всех их потомков. Наверняка многие Рюриковичи просто не попали в летописи и остались навсегда неизвестными. Их потомки ходят среди нас, совсем не зная о своем происхождении… и, что уж полная фантастика на первый взгляд, — каждый из нас вполне может оказаться потомком одного из Рюриковичей.

Молекулярная генетика только поднимает голову; может быть, всех нас еще ожидают самые невероятные открытия.

Считается, что род Рюриковичей пресекся в 1598 году: тогда умер бездетный царь Федор Иванович, сын Ивана Грозного. Но ведь это вымерла только одна из десятков, если не сотен, ветвей колоссального рода. За семь столетий, за 25–30 поколений, произошло активнейшее «разветвление» рода Рюриковичей.

Уже в Древней Руси возникли линии местных князей: Полоцких, Галицких, Туровских. Появились князья — родоначальники могучих ответвлений рода. Их потомки оставались Рюриковичами, но называли себя членами особых кланов: Изяславичи, Ростиславичи, Святославичи, Ольговичи, Мономашичи. Не прошло и века, как Мономашичи разделились на Мстиславичей и Юрьевичей, а Мстиславичи — на Ростиславичей Смоленских и Изяславичей Волынских.

Юрьевичи, или Георгиевичи Владимирские, — потомки Юрия Долгорукова, стали великими князьями, а потом назвали себя еще и царями московскими. Да, по прямой мужской линии они вымерли к концу XVI века. И что? Это вовсе не означало исчезновения Рюриковичей с лица Земли.

Кто такой Рюрик и откуда он взялся?

Рюрик — одна из самых загадочных личностей мировой истории. Загадочно всплывает он из пучины времен и так же бесследно исчезает.

Собственно, что мы вообще знаем о нем и откуда? Единственный источник знаний о Рюрике — древнерусские летописи. Летописи же, во-первых, начали писаться спустя 150–200 лет после смерти самого Рюрика. Что было для них основой? Какие-то более древние, не дошедшие до нас летописи? Или устные былины и сказания? В любом случае у нас нет ни одной буквы, написаннойнеточто самим Рюриком, но даже любым его современником.

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Яковом Черноризцем. В «Житии» сказано: «

самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Ольгину, а правнуку Рюрикову

». Но это и все, больше никаких подробностей о Рюрике.

Самый ранний летописный свод «Повести временных лет» из дошедших до нас был написан примерно на сорок лет позже, в начале XII века. Вот там история варяга Рюрика излагается уже очень подробно.

В «Повести временных лет» написано, что славяне, жившиеу озера Ильмень, были под властью варягов, а потом подняли восстание. После этого между ними самими начались междоусобицы. Как говорит летописец, «встали саминасебя воевать, ибыла между ними рать великая и усобица, встал град на град, и не было в них правды».

Уже лет двести историки спорят о происхождении слова «Русь». Иногда утверждается даже, что название страны начинается от русых кудрей. Там, где живут русые, — там Русь. Конечно, серьезные ученые ничего подобного не думают.

Вне зависимости от того, кто прав и откуда пошло слово «россы», русскими стали называть себя именно «восточные славяне». Ни к одному из племен западных или южных славян слово «Русь» никогда не применяется.

Названия народов (

этнонимы

) делятся на два типа —

эндоэтнонимы

и

экзоэтнонимы. Эндоэтнонимы

— это как народ сам себя называет.

Экзоэтнонимы

— это как его называют другие. Немцы называют себя «дойтчен», а для французов немцы до сих пор «алеманны», по названию племени алеманнов. Для эстонцев немцы — «саксы», потому что их предки имели дело именно с племенем саксов.

Эстонцы и финны называют русских «венелане» или «венеляйнен» — то есть венеды. То ли мы потомки венедов, то ли до славян на этой же территории жили племена, называвшие себя венедами.

Литовцы называли Россию krewenzemla, то есть «земля кривичей». Латыши до сих пор называют русских кревами. Как правило, даже большой народ соседи называют по имени самых ближайших соседей: тех, кто им лучше знаком.

Славянское племя кривичей жило в верховьях рек Волги, Днепра, Западной Двины. Балты знали это племя, но не знали ни тиверцев, ни вятичей.

Люди разных племен тоже называли себя по названию племени.

Слово «Русь» упоминается в греческих летописях. В «Повести временных лет» сказано: «В лето 6360 [852 г. —

А.Б

.], индикта 15, наченьшю Михаилу царствовати, начася прозываться Русска земля. О чем бо увядахом, яко при сем цари прихожиша Русь на Царьград, яко же пишется в летописании греческом».

Такая запись в «летописании греческом» и вправду есть. Точность даты подтверждается упоминанием индикта — то есть цикла, по которому в Византии платились налоги. Перепутать год индикта было делом совершенно немыслимым: слишком многое от этого зависело. И получается — некий народ русь известен еще за десять лет до призвания варягов в 862 году. Он тогда «начал прозываться», что еще интереснее.

Но больше всего о народе русь рассказывают Вертинские анналы — французская монастырская летопись на латинском языке, которую вели в Вертинском монастыре. Хроника посвящена истории государства Каролингов (741–882 гг.).

Вертинские анналы рассказывают, что в 839 году византийский император Феофил послал к французскому королю Людовику Благочестивому «неких людей». Император просил пропустить их на родину через свои владения, «потому что путь, которым они попали в Византию, представляет большие опасности». Люди приехали в столицу Людовика, город Ингельгейм, и на вопросы императора вежливо сообщили, что их народ называется «рос», столица их государства — Кыюв, а царь народа, пославший их к Феофилу «ради дружбы», называется «хакан».

Родным языком этих рослых светловолосых людей был древнешведский. А сами они были крупными, сильными, светловолосыми: скандинавы.

Единого мнения о происхождении слова «Русь» до сих пор не существует.

Согласно одним гипотезам, русь — это германское племя, завоевавшее часть славянских земель. Или слово «Русь» считают сокращением названия германского народа-завоевателя: росомонов, или россохов.

На юге Германии есть область Reisland'a — Рейсланд. Может быть, германцы-русь вышли именно отсюда?

Много раз в истории потомки завоеванных называли себя именем завоевателей. Гасконцы не забыли, что они — потомки васконов, но и название «французы» они к себе тоже относят. Сегодня англичанами называют себя и потомки тех, кто бешено воевал с племенем англов.

Некоторые историки всерьез считают, что нечто подобное произошло и на Руси. Имя захватчиков — росомонов, россов — стало самоназванием народа.

Источник: https://litra.pro/ryurikovichi-sobirateli-zemli-russkoj/burovskij-andrej-mihajlovich

Иван Калита: собиратель Русских земель

Собиратель земель русских кто это?

Его правление, далеко не однозначное в своих методах, отмечено усилением Московского княжества, из которого через полтора века выросло независимое Русское государство.

Ярлык

Получение ярлыков на княжение было одним из основных инструментов приобретения и удержания власти на Руси в XIV веке. В 1328 году ярлык на великое княжение удалось получить Ивану Калите. Показательно, что хорошие отношения с ханом Узбеком позволили князю до конца жизни оставить ярлык у себя.

Для процесса централизации земель вокруг Москвы ярлык в руках Ивана Калиты имел принципиальное значение. По словам летописца, «во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы».

Хан Узбек перестал присылать баскаков в русские земли, дань было позволено собирать самому Ивану Калите, что значительно стабилизировало жизнь в русских княжествах.

Династические браки

Как отмечает историк Николай Борисов «проводя последовательную политику возвышения Москвы на Руси, Иван Калита прибег к древнему, испытанному способу – династическим бракам по расчету» . От двух жен (Елены и Ульяны) Калита имел семеро детей, в том числе дочерей – Евдокию, Марию, Фетинью и Феодосию. Больше всего московский князь стремился укрепить власть в Ростовском и Белозерском княжествах.

Лаврентьевская и Суздальская летопись сообщают, что в 1328 году Калита выдал свою дочь Марию за ростовского князя Константина Васильевича. Свою дочь Евдокию Иван отдал за ярославского князя Василия Давыдовича, Феодосию — за белозерского князя Фёдора Романовича. Сын Ивана Калиты Андрей женился на представительнице Галицкой династии, отчего Галич оказался крепко привязан к московской земле.

Характерно, что при заключении браков своих дочерей Иван Калита поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев.

Москва Духовная

Централизация власти на Руси была невозможна без поддержки Церкви. Ивану Калите удалось наладить хорошие отношения с митрополитом Петром. В 1325 году из Владимира в Москву была переведена митрополичья кафедра. После в Москву переехал и митрополит. Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси и повысило ее влияние среди других русских удельных княжеств. Митрополит Петр сподвиг Ивана Калиту на возведение в Москве каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Это был очень сильный шаг.

Постройка храма делала Москву преемницей Киева и Владимира и, что не менее важно, преемницей Констанинополя, который был под покровительством Пречистой. Возведение Успенского собора и почитание Богородицы в Москве закрепляло за Московским княжеством особое покровительство Богоматери. После упокоения митрополита Петра в 1326 году, он был похоронен в строящемся Успенском соборе и причислен к лику Святых. При поддержке нового митрополита Феогноста в 1339 году святость митрополита Петра была признана и в Константинополе.

Таким образом, Москва обрела своего Святого, что говорило об особом духовном значении Московского князя.

Умелое лавирование

В историографии у Ивана Калиты далеко не однозначная репутация. При беглом ознакомлении с этой исторической фигурой может возникнуть ощущение, что Иван Калита был зависимым от Орды политиком, «подмявшим» Русь под монголо-татарскую пяту, но это не соответствует действительности .

В годы правления Калиты монгольское владычество над Русью значительно ослабло, почти на полвека прекратились татарские набеги. При Калите Русь обрела гораздо больше самостоятельности в отношениях с Ордой. Дань теперь собирали и возили в Орду сами русские князья, что значительно облегчило жизнь народа.

Читайте также  Девиаторы для дверей что это такое?

Русь хоть и оставалась под верховной властью Орды, но приобрела более высокий статус и постепенно укреплялась и централизовалась, что, в конечном итоге, позволило обрести ей самостоятельность.

Купли

Часть земель, вошедших в Московское княжество, Иван Калита не завоевывал, а приобретал на условиях «купли». Посредством «купли» присоединен был Углич, Галич и Белозерск. Московский князь покупал и выменивал целые села в разных местах: около Ростова, Костромы, Владимира, на реке Мете, Киржаче.

Боярские дворы

Деятельность Ивана Калиты по «собиранию земель» включала в себя тонкую работу по привлечению к этому процессу боярских дворов. Бояре охотно шли к Калите, он давал им земли и наделял полномочиями. Делал он это не только для укрепления авторитета, но и в целях осуществления своих амбициозных планов.

Так, Иван Калита активно содействовал своим боярам в приобретении владений в сопредельных княжествах . Сам он не мог покупать земли в той же новгородской земле, но боярам никто этого запретить не мог.

Таким образом, в землях, которые по планам Калиты должны были отойти Москве, основывались слободы, которые заселялись верными Калите людьми.

Миграция

Иван Калита, жестко расправлявшийся с городами, посмевшими восставать против власти Москвы, для пресечения рецидива использовал и миграционные рычаги. В 1328 году в мятежный Ростов, который не хотел платить дань, Калита отправил воевод. Московский князь не только добился сбора дани, но и выселил многих ростовчан из города в московские области. Именно тогда в подмосковном Радонеже оказались ростовский боярин Кирилл с женой Марией, родители будущего подвижника православной церкви, главного небесного молитвенника за Московское государство, покровителя всех московских государей Сергия Радонежского.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/37634-ivan-kalita-sobiratel-russkikh-zemel.html

Князья московские собиратели земель русских

Собиратель земель русских кто это?

В XIV веке началось «собирание русских земель». Главными «собирателями» были московские и тверские князья. В конечном итоге первые «собрали» вторых, сделав первый шаг к рождению будущей сверхдержавы.

Почему все-таки Москва?

У Москвы и у Твери были примерно одинаковые шансы стать главным русским городом, центром нового, мощного государства. И причин тому несколько.

Во-первых, выгодное местоположение. Границы Орды, а также Литвы и Польши находились от обоих городов на неплохом отдалении. Что уже само по себе играло важную роль – Москва и Тверь могли не опасаться внезапной атаки неприятелей.

Во-вторых, именно на территории Московского и Тверского княжеств бежало больше всего людей после разорения Руси Батыем. А это способствовало демографическому скачку.

В-третьих, это торговые пути, которые пролегали через эти города.

https://www.youtube.com/watch?v=roMwwIucoNk

Именно поэтому решающую роль в противостоянии сыграли именно личностное качества князей.

Историк Василий Ключевский так описывал московских правителей: «скопидомные, домовитые устроители своего удела», «гибкие, сообразительные дельцы» и «мирные хозяева».

Они, в отличие от тверских, умели подстраиваться под сложившуюся ситуацию и более того, они умели практически из всего извлекать выгоду.

Процесс объединения

Когда великий князь Даниил только основал дом московских князей, его государство имело очень скромную территорию. В него входил только бассейн реки Москва, а о выходе к Оке можно было только мечтать. Но густонаселенность земли позволяло князю собирать многочисленное войско и чувствовать себя достаточно уверенно. Даже разгром княжества монголами в 1293 году не оказался фатальным. Поскольку всего лишь через восемь лет Даниил сумел одолеть войска рязанского князя Константина Романовича. Победа была полной. Коломна отошла к Москве, в сам Константин оказался в плену. Спустя год по завещанию к княжеству отошел Переславль-Залесский.

Дело Даниила (умер в 1303 году) продолжил его старший сын Юрий. Он сумел присоединить к своему княжеству Можайск.

Следующим правителем стал известный Иван I Калита. Многие историки, что прошлого, что настоящего, считают именно его первым настоящим «собирателем Руси».

Причем, действовал он не совсем обычно. Так, Калита не отвоевал, а купил или удачно выменял Углич, Галич Мерский, Белоозеро и множество сел около Костромы, Владимира, Ростова и других мест.

Кроме этого Иван Калита добился того, что из Владимира в Москву «переехала» митрополичья кафедра. А означало только одно – Москва превратилась в духовную столицу всего государства.

А благодаря навыкам дипломатии он сумел расположить к себе монголов. Как следствие, на протяжении сорока лет (с 1328 года по 1368) на территорию Московского княжества монголы не совершали набеги.

Его внуку, Дмитрию Донскому была уготована роль героя всей Руси. Победа в 1380 году на Куликовом поле сильно укрепила значение Москвы и ее князя в глазах других княжеств. Именно в Дмитрии Донском русские люди увидели настоящего защитника и спасителя отечества. Только рязанский князь Олег Иванович осмелился выступить против Москвы. В 1385 году он захватил Коломну. Но спустя всего лишь два года вернул ее обратно – сказалось сильное давление митрополита всея Руси.

Вообще, надо отдать должное всем московским князьям. Каждый из них старался максимально сильно, насколько, конечно, позволяли возможности, расшить территорию княжества.

Так, Василий I, находясь в Орде в 1392 году, сумел приобрести ярлык на нижегородское княжество. А затем купил Муром, Тарусу, Городец, Мещеру.

На укреплении силы и власти Московского княжества повлияло и то, что великое княжение там передавалось строго от умершего отца к старшему сыну. И, что интересно, расправы над претендентами на «трон» от боковых линий происходили регулярно.

Противостояние с Великим Новгородом и Тверью

А вот отношения с северным соседом складывали напряженные. Новгородская республика не хотела подчиняться Москве, желая оставаться независимым государством.

Иван III решил раз и навсегда покончить с давним противником. И 11 августа 1471 года был подписан мирный договор, после того как войска московского князя взяли Новгород. По этому соглашению хоть Новгород и оставался независимым, однако не мог заключать союзы с Литовским княжеством. Также, Москве отошла значительная часть Двинской земли.

Возможно, история с окончательным покорением Новгорода растянулась бы на долгие десятилетия, если бы не щепетильность новгородцев в судебной власти. В городе она, по факту, принадлежала как новгородцем, так и московскому князю. И это вызывало недовольство.

И в 1477 году Иван III при поддержке войск из Твери и Пскова вновь осадил город. В Новгороде начались разногласия среди правящей верхушки. Одни высказывались за мирный договор с Иваном (среди них был и архиепископ Феофил), другие – за продолжение войны. Верх взяли первые. Сам Феофил пытался договориться с московским правителем, но тщетно.

15 января 1478 года Новгород вывесил белый флаг. Иван III лично упразднил вечевые порядки, а колокол и городской архив забрал в Москву.

Казалось бы, покорение Великого Новгорода должно было успокоить амбициозного московского князя. Но нет. Иван III прекрасно понимал, что пока Тверь независима у него всегда под боком будет соперник.

Интересно то, что князь Михаил, правящий в Твери, считал Ивана своим союзникам и помогал ему в борьбе с Новгородом и татарами. Но московского князя «дружба» не остановила. После присоединения Ярославского княжества, он ударил по Твери. При этом мастерски воспользовавшись недовольством местных бояр и князей, которые встали на его сторону. Михаил, не ожидавший такой подлости, попытался найти защиты у польского короля Казимира. Что, в свою очередь, окончательно испортило отношения между княжествами.

12 сентября 1485 года Иван захватил Тверь. Михаилу удалось сбежать и он укрылся в Литве. Но его княжество потеряло независимость и было присоединено к территории Москвы. Именно Иван III считается первым суверенным правителем государства, который отказался подчиняться Орде.

Единое целое

Другой московский князь Василия III сумел в 1510 году лишь автономии Псков, в 1514 году захватил Смоленск, а через семь лет и Рязань. В это же время он окончательно ликвидировал все уделы внутри Московского княжества, превращая его постепенно в единое государство.

В XVI веке продолжилась борьба и с Великим княжеством Литовским, в состав которого входили обширные земли западной Руси. А затем – противостояние с Речью Посполитой. Так что процесс «собирания русских земель» затянулся еще на пару сотен лет.

Источник: https://netrmed.livejournal.com/292648.html

Объединение Руси или собирание земель Русских

Собиратель земель русских кто это?

Исторический процесс, как и природа, цикличен. За зимой всегда приходит весна. Общество, сумевшее пережить распад первого государства и не исчезнувшее в пучинах мировой истории, обязательно сформирует новое государство. Так было в Испании (Реконкиста), так было в Германии, Италии, Франции.

Процесс Возрождения государственности не обошел и Россию. В отечественной историографии он получил название – Собирание Русских земель.

Что такое собирание земель?

Определение 1

Объединение Руси или «собирание русских земель» — это исторический процесс реинтеграции осколков Киевской Руси, объединения феодальных русских княжеств вокруг новых политических центров. Процесс начался в 13 веке и продлился по разным оценкам до 15-17 века.

Следует выделять несколько политических центров вокруг, которых шел процесс реинтеграции русских княжеств:

  • Московские княжество – основной политический центр, выигравший исторический спор за право быть главным и первым центром новой страны, формировался на северо-востоке бывших земель Киевской Руси;
  • Великое княжество Литовское – политический центр, сформировавшийся на юго-западных землях Киевской Руси вокруг Литвы, проиграл исторический спор за право быть первым Московскому княжеству;
  • Владимирское, Тверское, Рязанское княжества – политические центры, уступившие первенство Москве.
  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Инструментами формирования явились:

  • наследование – получение уделов по праву наследования, выморочному праву, завещанию своим потомкам;
  • покупка – покупка земель, уделов, отдельных деревень и городов у разорившихся князей. Например, на собранные деньги Иван I Калита купил Углич, Белозерск;
  • завоевания – одна из основных форм территориальных приобретений, характерна для периода феодальных междоусобных войн;
  • золотоордынский ярлык – заключается в получении права управлять территорией на основании письменного разрешения хана, получение ярлыка часто сопровождалось интригами внутри русских княжеств.

Предпосылки объединения Киевской Руси

К началу 14 века страна находится в стадии феодальной раздробленности усугубленной монгольским нашествием, старые связи разорваны и не работают. В стране сложилась такая обстановка, при которой прежние центры силы Киев и Владимир превратились в маленькие города, не игравшие особой роли на политической сцене России. Можно сказать, что старые столицы стали похожи на английскую королеву: править могут, а управлять нет, их роль стала чисто номинальной.

По замечанию М.В. Ломоносова «если где убудет, то в другом месте прибудет», так произошло и в России. Русское общество того времени вступило в новую стадию развития – в стране зрело понимание, что без консолидации сил выдержать давление Золотой Орды невозможно.

Общественные и экономические процессы вылились в появление новых политических центров, вокруг которых шли процессы консолидации земель и территории. Такими центрами явились – Тверь, Москва, Рязань, Вильна. Естественно между этими центрами возникло соперничество, которое к 15-16 векам вылилось в противостояние Московского и Литовского княжеств.

В конечном итоге победителем из этого исторического противостояния вышла Москва, дав основу для формирования единого Российского государства.

Причины объединения русских земель вокруг Москвы

Победу Москвы за право быть новым политическим центом силы не ожидал никто. Маленький удельный городок, который выделился в самостоятельный удел только в 1276 году, младшие ветви Рюриковичей на престоле, не самые выгодные природные условия, монгольское разорение. Не самые лучшие условия для победы. Но в этой ситуации отрицательные условия сыграли положительные роль. Внимание к слабой Москве было незначительным, никто не видел в ней соперника. До тех пор, пока на московский стол не сел новый князь, правнук Александра Невского – Иван Даниилович, будущий Иван I Калита. Именно с его деятельностью связывают возвышение Москвы.

Рисунок 1. Иван I Калита. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Что же сделал Первый Иван, чтобы захолустный городишко стал собирателем русских земель?

  • Первое. Это умелое распоряжение деньгами. Экономическая обстановка в княжестве времен начала царствования Ивана была такова, что предложения о продаже земель превышало спрос, соответственно цена падала. Иван Даниилович начал скупать предлагаемые земли, организовывать на них хозяйственную деятельность, а полученные деньги вкладывать в решение других вопросов.

    Ведя умелую придворную борьбы при дворе Ордынского хана Иван получил право единолично собирать налоги. Пользуясь такой преференцией князь грамотно распределял финансовые потоки, не обижая хана и не забывая себя и княжество. Считается что сбор налогов позволил заложить финансовую основу благополучия княжества.

    Выражаясь современным языком князь стал переводить полученные деньги не в пассивы, а в активы.

  • Второе. Грамотная внутренняя и внешняя политика Династическими путями, покупкой земель, усмирением и наказанием непокорных Иван расширял свое княжество. В течение с 1328 по 1340 годы на его землях не было вторжений монгол и разграблений городов, люди смогли спокойно работать. Калите удалось перенести кафедру митрополита из Владимира в Москву. Маленький город становится духовным центром русских княжеств. Сам Иван и его семья отличались спокойным характером – в его землях не было междоусобиц. Естественно люди потянулись в земли где было спокойно. Приток людей обеспечил экономический рост княжества.

Этапы собирания Земель

При рассмотрении этого вопроса следует выделять четыре этапа собирания земель:

  • Первый этап (от образования Московского княжества до Ивана II) – на этом этапе закладывались основы политического и экономического могущества Московского княжества;
  • Второй этап (Дмитрий Донской и Василий I) – на основе заложенного финансового и экономического благополучия Москва сумела вступить в открытое противодействие с Ордой (битвы на р. Вожа 1378 и Куликовом поле 1380 г). Растет международный престиж государства;
  • Третий этап (1425-1462 года) – княжество превращается во всемирный центр Православия после падения Константинополя в 1453 году, а внутри государства идет борьба за власть;
  • Четвертый этап 91462 – 1533) – завершающий этап. Свергнуто монгольское иго в стране принят единый свод законов, установлены единые органы государственного управления.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/obedinenie_rusi_ili_sobiranie_zemel_russkih/